Айдан Салахова «Fascinans and tremendum»
О выставке
Первая персональная выставка после закрытия галереи наполнена намеками на религиозные символы и тайную красоту женского тела.
Чтобы так полюбить паранджу, как любит ее Айдан Салахова, надо быть по-настоящему раскрепощенной женщиной, имея возможность выбирать между мини-юбкой и плотно закрытой фигурой и даже больше — между драгоценными итальянскими мраморами и бессмысленной московской суетой. Отказавшись от одного из измерений привычного образа, расставшись с галереей, Айдан стала только художницей. И вот первый результат — те же восточные сладости, намеки на религиозные символы и тайная красота женского тела, которую она демонстрировала во всех своих проектах, начиная с самых ранних. Только в большем объеме и во всех доступных видах: живописном, графическом, видео и, разумеется, в скульптуре . Высказывание получилось настолько исчерпывающим, что куратор Берал Мадра вспомнила про модную сто лет назад, когда искусство еще пыталось описать мир во всей его полноте, идею Gesamtkunstwerk.
Составленная их трех разделов — «Тело», «Руки» и «Объекты» — выставка не критикует традиционное восточное одеяние в разных его изводах. Просто потому, что художница искренне не считает его средством порабощения, тем более — унижения женщины, а лишь еще одним способом подчеркнуть прелесть, еще одной возможностью проявить власть. Восточная женщина — в отличие от незваных сочувствующих, отлично знает, кто в доме хозяин, как возбуждают воображение почти скрывающие тело одежды, насколько образ важнее банальной реальности. А главное — как строится интрига вокруг человеческих органов, на которые в других частях мира не обращают никакого внимания.
Но в мире есть другие области, где обращают и даже бывают настолько внимательны, что вокруг работ Айдан Салаховой из этой серии в Азербайджанском павильоне Венецианской биеннале возник небольшой цензурный скандал — не все готовы вольно следовать за причудливыми ассоциациями, наблюдать смелые рифмы и эротические загадки. Даже если опираются они на классику, изящно смешивая западные и восточные стереотипы, и смотрят в вечность.