Венера Советская




О выставке
Эротика в тоталитарных рамках — женщина глазами советских художников в максимально откровенных, по тем временам, образах.
Стратегически удачное решение — отправить выставку-блокбастер 2007 года, подготовленную кураторской группой Государственного Русского музея, в новый зал в цоколе «Рабочего и колхозницы» — одного из самых любимых памятников эпохи. Для тех, кто живет рядом, это редкая возможность получить по соседству выставку первоклассной живописи, для тех, кто живет на других концах Москвы, — повод посетить эту далекую площадку.
«Венера Советская» — это и экскурс в историю отечественного искусства, и панорама жизни того времени, представленная в 120 живописных работах, скульптурах, плакатах и фотографиях. Главный сюжет этой выставки — сублимация эротики, которая не допускалась в советской жизни. От спортсменки и производственницы 1920-х, равноправного товарища строителя коммунизма, к матери, сестре и, наконец, все-таки женщине 1960-х. Но и через броню бесполой униформы, как у работницы-строителя Самохвалова или у растворенных в мужском обществе посетительниц стадиона Луппова обнаруживаются классические позы и игривые взгляды, и женщина «нового миропорядка» остается по-прежнему желанной, пусть и не настолько прямолинейно доступной, как классическая обнаженная (хотя советское искусство и не отрицало весь пласт жанра «ню», доказательство чему — «Спор об искусстве» Яковлева).