О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Тони Старк (Роберт Дауни-мл.) не спал уже трое суток. Голова гудит, руки дрожат, органы чувств отказывают — но он продолжает работать над новой, сорок второй по счету версией костюма Железного человека. Сорок предыдущих костюмов гнетущим кольцом расставлены вдоль стен. Оторвать заработавшегося Старка от перфекционистских трудов не может даже его девушка — Пеппер Потс (Гвинет Пэлтроу), вынужденная в одиночку управлять корпорацией бойфренда. Так почему же Тони никак не может заснуть?
Все дело в демонах из прошлого — после прошлогоднего вторжения инопланетян (подробно описанного в «Мстителях») Старка одолел посттравматический синдром и его традиционные спутники — бессонница, панические атаки, отсутствие уверенности в себе. Вот только он еще не знает, что подлинную опасность для его империи, девушки и супергероического альтер эго представляют не воспоминания о безумной битве на Манхэттене в компании Тора и Халка, а вполне реальные люди, обиженные им много лет назад. А еще международный террорист Мандарин (Бен Кингсли) — бородатый фанатик, объявивший Америке джихад и уже причастный к десятку взрывов на территории Штатов.
К третьей части «Железный человек» обзавелся не только психологическими проблемами и новыми противниками, но и режиссером — Джона Фавро, сохранившего, впрочем, роль уморительного старковского бодигарда по имени Хэппи, сменил Шейн Блэк («Поцелуй навылет» с тем же Дауни в главной роли). Славу Блэку в свое время принесли сценарии «Смертельного оружия» и «Последнего бойскаута» — и тот же талант намертво скреплять комедию и экшен в лихой остросюжетный палп, который сквозил через эти хиты, бросается в глаза и здесь. Блэк острит при каждой возможности — его Тони Старк не теряет чувства юмора ни на третий день без сна, ни в плену, ни когда выясняется, что враг почти неуязвим; более того, немалую часть фильма он проводит в компании десятилетнего напарника — и это тоже оказывается смешно.
Вот только если юмор в «Железном человеке 3» действительно выверен, то об экшене этого, увы, уже не скажешь — даже самые эффектные сцены (вроде авиарасстрела старковского поместья) здесь смотрятся несколько скомканными и поспешными, в них проще простого запутаться, стоит лишь на секунду отвлечься на всполохи взрывов на заднем плане. Более того, в некотором смысле путается в том, в какую сторону двигаться, и сам фильм. Он пытается одновременно быть и восьмидесятническим ироничным боевиком, и аналогичной нолановским «Бэтменам» яростной психодрамой, и запредельным ромкомом из жизни плейбоев-миллиардеров — и в итоге, конечно, недокручивает до подлинной интриги ни один из жанровых мотивов. Панические атаки у Тони Старка, серьезно? А вот во что веришь безоговорочно, так это в исход противостояния между девушкой и суперкостюмами. Комикс комиксами, но в этой, чуть ли не главной здесь сюжетной линии вдруг торжествует полный реализм.