Советский дизайн 1950-1980-х
О выставке
Неваляшка и дисковый телефон, кассетный магнитофон и старый светильник — ностальгические ощущения гарантированы.
Артемий Лебедев не единожды озвучивал весьма здравое наблюдение, что в советско-российской культуре нет традиции хранения старых вещей и что сейчас приобрести, к примеру, уличный указатель, сделанный в середине прошлого века, просто невозможно. Эта мысль при должном желании может быть развита до вывода о том, что русскому (советскому) человеку, в общем, наплевать на окружающий его мир и что любой предмет для него в первую очередь это функция, а не форма. И тот факт, что в крупнейших государственных музеях страны нет специализированных отделов, занимающихся сбором предметов современной материальной культуры, лишь подтверждает это. На таком фоне появление частного Музея дизайна кажется настоящим прорывом.
Однако первая же выставка нового музея вторгается на территорию довольно неоднозначных смысловых толкований. Эксплуатация темы быта в СССР привела к оглушительному успеху «Старых песен о главном» и «Намедни». Кажется, именно его и хотят повторить кураторы новой институции.
Но дистанция между временем появления выставленных артефактов и настоящим днем еще слишком невелика, и они рискуют восприниматься лишь как «ретровещицы», а не как результат «системного, функционального, эстетического и гуманистического подхода к дизайн-проектированию». И в контексте «нового застоя» и возвращения некоторых элементов жизни СССР очень не хочется, чтобы нас снова стал окружать довольно уродливый предметный мир той эпохи.