Украшение красивого
- Участник
- Борис Кустодиев, Тимур Новиков
О выставке
Главный критерий отбора работ — красота. Можно увидеть и золотую парчу Тимура Новикова, и пышнотелую «Красавицу» Кустодиева.
Говорить о красоте на территории современного искусства после Второй мировой войны не принято. Любой разговор сводится или к тому, что, по Адорно, после Освенцима поэзия (а шире — и эстетика) невозможна, или к обсуждению разных форм мещанского, обывательского вкуса, в котором «красота» неизбежно превращается в китч. Наверное, поэтому последний раз выставка современного искусства, посвященная этой проблематике, «О красоте», была сделана в 1995 году в галерее «Риджина» невероятно востребованным в тот момент куратором Дэном Камероном.
Для Третьяковки обращение к этой теме не ново, она всегда оправдывает ожидания зрителей, для которых само искусство как раз и есть синоним прекрасного: недаром выставка салонной живописи XIX века «Пленники красоты» била в 2004 году все рекорды по посещаемости. Но то проверенные временем полотна, а отдел современного искусства ГТГ в последние годы традиционно делает крайне слабые проекты. Название, взятое у ранней серии Валерия Кошлякова (в которой он разрисовывал черно-белые фотографии звезд советского кино), вполне описывает принцип отбора работ: тут и утопающая в орнаменте пышнотелая «Красавица» Бориса Кустодиева, и не менее узорчатая золотая парча позднего Тимура Новикова. Екатерина Деготь 17 лет назад заметила, что «в условиях перепроизводства красоты она возможна только как горестное размышление о ней, как пародия». Об этом и будет выставка.