Константин Звездочетов «Начало века»
О выставке
Выставка участника множества художественных групп от легендарных «Мухоморов» 1978 года до недавнего сотрудничества с православным активистом Дмитрием Энтео.
Инсталляция-капустник, собранная из раскрашенных фотографий и видеофильма. На фотографиях, гибриде фэшн-съемки и комиксов, — дичайшая смесь из персонажей детских книг и сказок с эстетикой авангардных течений начала прошлого века. Производством этой дичи под предводительством Звездочетова занималась куча народа, включая его собственную дочь.
Про Константина Звездочетова писать довольно сложно: за свою уже крайне долгую жизнь в искусстве (более 30 лет) он был участником и организатором огромного количества разнообразных художественных групп — от легендарных «Мухоморов» до недавнего сотрудничества с православным активистом Дмитрием Энтео, а простое перечисление выставок, в которых он принимал участие, займет несколько страниц не самым крупным шрифтом. И среди этих выставок будут и Венецианская биеннале (он был первым русским художником, который принимал участие и в основном проекте, и в выставке в национальном павильоне России), и престижнейшая «documenta».
Для выставки «Начало века» Звездочетов инициировал создание еще двух сообществ: группы «Выделения», в которую помимо него входят Алена Иванова и Александр Петрелли, и движения «Новые нормальные», состоящего не только из профессиональных художников, вроде Дианы Мачулиной и Марии Сумниной, но и его собственной дочери-школьницы.
Результатом их коллективного творчества стала инсталляция-капустник, собранная из раскрашенных фотографий и видеофильма. На фотографиях, гибриде фэшн-съемки и комиксов, — дичайшая смесь из персонажей детских книг и сказок с эстетикой авангардных течений начала прошлого века (отсюда и название выставки), а авторский комментарий выглядит как достойный образец заумной поэзии: «Шрум пу́ппа слац пыр-ца́ца, умбды-га́унг Дюшан — джоконда ретушь капада́ст. Фацу́м баац ого́бр пыр-пуда́ра пу, аппаратура-ца, бур-ка́кас пыр» — и, кажется, ничего не объясняет.
Но если вспомнить данное Звездочетовым много лет назад интервью, в котором он сказал про себя: «Я не успешный художник, потому что в результате я могу сказать честно — я не сделал никакого большого открытия. Вот Дюшан — успешный художник», — то все становится на свои места. Осознавая невозможность сделать что-то новое, Звездочетов, являясь крупнейшим русским аналитиком визуальной поп-культуры, делает то, что получается у него лучше всего — грандиозный оммаж всему тому, из чего выросло современное искусство в том виде, в котором мы привыкли на него смотреть, препарируя все художественные «измы» столетней давности не только с глубокой иронией и безупречным чувством юмора, но и знанием материала — и, конечно же, с любовью.