Современное искусство Ижевска
О выставке
Марат Гельман привозит из провинции объекты, «сотканные» из травы бурановской бабушкой, и произведения из рыбы и цемента.
Ижевск — крупнейший промышленный центр, являющийся при этом одним за самых депрессивных регионов страны, разрывающийся в своей идентичности между Уралом (к которому он географически ближе) и Поволжьем (к которому он стал привязан при новом административном делении). Удмуртия — родина автомата Калашникова и очаг финно-угорской культуры, пугающей приезжих дикими традициями: сильнейшим ответным оскорблением обидчику когда-то считалось повеситься на его воротах.
В конце 1990-х на таком мрачном фоне ожидаемо стали появляться уникальные культурные феномены, от бурановских бабушек до ижевской сцены электронной музыки. Не обошлось и без современного искусства. Главным героем ижевского искусства 2000-х была группа «Археоптерикс», один из лидеров которой, Максим Веревкин, бегавший во время своего перформанса по заснеженной степи с горящим валенком на голове, был назван западным критиком «русским Бойсом».
По приглашению Марата Гельмана, всегда делавшего в своей карьере ставку на регионы, ижевские художники снова возвращаются в Москву. Энвиль Касимов, один из важнейших удмуртских культуртрегеров, учившийся в мастерской Таира Салахова, представит настенные объекты из рыбы и цемента. Другой лидер «Археоптерикса», бывший акционист Анфим Ханыков, сменил вектор интересов и сейчас делает деревянные скульптуры религиозного содержания — в духе позднесоветского модернизма. Не обошлось и без села Бураново: его 55-летняя жительница Зоя Лебедева покажет очень тонкие объекты, «сотканные» из травы.