Пила. Игра на выживание
- Режиссер/Постановщик
- Ли Уоннелл
- Актер
- Кэри Илвз
О мероприятии
История появления этого фильма похожа на биографию гениального оборванца, прорвавшегося в олигархи, минуя рутину малого бизнеса. В прошлом году лос-анджелесский продюсер Грегг Хоффман получил посылку из Австралии: сценарий фильма ужасов «Пила» и прилагающийся к нему DVD c демо-материалами. Сценарий начинался со сцены пробуждения двух незнакомых друг с другом мужчин (хирурга и фотографа-стрингера) в ванной комнате заброшенного дома. Оба прикованы цепями к канализационным трубам, у обоих единственный выход отпилить …
История появления этого фильма похожа на биографию гениального оборванца, прорвавшегося в олигархи, минуя рутину малого бизнеса. В прошлом году лос-анджелесский продюсер Грегг Хоффман получил посылку из Австралии: сценарий фильма ужасов «Пила» и прилагающийся к нему DVD c демо-материалами. Сценарий начинался со сцены пробуждения двух незнакомых друг с другом мужчин (хирурга и фотографа-стрингера) в ванной комнате заброшенного дома. Оба прикованы цепями к канализационным трубам, у обоих единственный выход отпилить себе ногу и выползти на свободу. Хоффман присвистнул и поставил демонстрационный диск. На экране творилось нечто уже совершенно невообразимое: человек с пристегнутым к голове ржавым медвежьим капканом рылся во внутренностях другого человека, пытаясь найти в его желудке ключ от замка адского механизма.
Продюсеру стало не по себе — он почти физически ощутил коммерческий потенциал проекта. Через пару месяцев в его офисе переминались с ноги на ногу двое улыбчивых австралийцев Джеймс Вэн и Ли Вэннелл, приехавшие получить миллион долларов (всего миллион!) на досъемку своего новаторского фильма. Работа заняла каких-то 18 дней, после чего кино, которое сперва предполагалось выпустить на DVD, отправилось на фестиваль в Сандэнс. Реакция публики на фестивале и тестовых просмотрах оказалась настолько бурной, что продюсеры компании Lions Gate решились на два отчаянных шага. Во-первых сделать саундтрек потише, во-вторых выпустить фильм на большом экране. Через девять месяцев «Пила» закрывала кинофестиваль в Торонто, а еще через месяц стала со страшной силой окупать себя в американском прокате.
Сами Вэн и Вэннелл никогда не сомневались в успехе своего предприятия. Соавторы познакомились в обычной австралийской киношколе. Это было очень богемное заведение! Все студенты хотели быть настоящими художниками, красили ногти черным лаком, носили военные береты и снимали кино про песчинки, рассказывает Ли. Штурм американского кинорынка был продуман до мелочей. Мы поняли, что денег нам никто не даст и снять получится только самый дешевый фильм. Сели и прикинули что может быть дешевле всего? Два парня в одной комнате без окон. А чтоб они весь фильм сидели на месте и особо не разгуливали, мы их прикуем к трубе. Вот это будет действительно экономно.
Работая с микробюджетами, ребята решили сделать ставку на дерзость. У нас было всего две тысячи американских долларов, рассказывает Вэн, так что мы не могли позволить себе полумер. Для демонстрационной короткометражки выбрали сюжет про челюсти. Маску с капканом сделал наш друг-слесарь, потом мы замочили ее в морской воде и выбросили на недельку подгнить на крышу. В итоге Вэннеллу, который сам играл в демо, пришлось засовывать себе в рот ужасные ржавые железки. Это, конечно, было очень противно зато по-честному.
Дерзость и честность оставались главным кредо ребят на протяжении двухлетней работы над сценарием «Пилы». Именно честностью они собирались уничтожать фильмы-конкуренты. Если вспомнить все лучшие хорроры 1970-х, окажется, что самые экстремальные картины снимались как раз на больших голливудских студиях. Сравните «Изгоняющего дьявола» с каким-нибудь «Блейдом». «Старый фильм Уильяма Фридкина — смертельно серьезное кино, почти документалистика, без шуточек, без этого идиотского юмора. То, что студии делают сейчас, — сплошная самопародия. А мы хотели снять кино всерьез„, — делятся наболевшим Вэн и Вэннелл. — “Но если ты собираешься снять искреннее, умное кино, то сильно рискуешь. Можно даже сказать так: умнее было бы снять тупой фильм. Что-нибудь про маньяка, охотящегося за старшеклассниками. Все будут знать сюжет на десять ходов вперед, а ты, ухмыляясь и подмигивая публике, будешь говорить: "Все так и задумывалось, ребята, мы хотели снять очень тупое кино. Нас все это подмигивание уже достало. Так что мы решили выйти к зрителям с серьезными лицами. В конце концов, ведь это история не о какой-то воображаемой пиле, а о предельно реальных вещах о жизни, смерти и выборе».
Серьезные намерения привели к нешуточным результатам. В первую неделю проката «Пила» собрала 18 миллионов. Возбужденная такой сверхприбылью, Lions Gate планирует вторую часть. Так что через год эстафета экзистенциальных выборов продолжится уже, разумеется, как фарс.