Вуди Аллен: Документальный фильм (2012 год)
Woody Allen, a Documentary: Director‘s Theatrical Cut Выбор Time Out
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
В бодрой завязке фильма Роберта Б. Уайде коллеги (Мартин Скорсезе), бывшие жены (Луиза Лессер), бывшие (Дайан Китон) и нынешние (Скарлет Йоханссон) музы в один голос твердят об уникальности и неповторимости четырнадцатикратного номинанта на «Оскар» Вуди Аллена. Относиться к таким заявлениям всерьез вообще-то не принято. Но с Алленом совсем другое дело — феномен, как ни крути, действительно очень редкий и ценный: Бог наделил его не только карикатурной внешностью, ипохондрией, танатофобией (и множеством других фобий), но и удивительным талантом и, что особенно часто подчеркивает Уайде, еще более невероятным трудолюбием.
Семидесятисемилетний Аллен, родители которого видели сына скорее в фармацевтическом бизнесе, чем в киноиндустрии, с годами преобразился из длинноволосого хиппи в натовке в элегантного господина, которого (если, конечно, вы провели последние 40 лет в летаргическом сне) и правда легко принять за аптекаря на пенсии. Уайде среди прочего объясняет, почему попытка классифицировать творчество Аллена по годам, жанрам или странам совершенно невозможна: ведь заканчивая один сценарий, он тут же садится за другой, на осторожные предложения друзей делать по фильму не раз в год, а хотя бы раз в два (для значительности, положенной мэтру его уровня) отвечает отказом — он не стремится снять шедевр и/или собрать все деньги (первый кассовый успех ему принесла «Полночь в Париже» в 2011 году), он просто не может не работать.
Если же все-таки озадачиться классификацией, на мой взгляд, намного удобнее разбираться в километрах кинопленки с помощью муз автора, прошедшего период Китон, период Фэрроу, а затем и период Йоханссон–Крус. Есть в фильме и намек на то, кто же был самой главной музой в жизни режиссера, — трогательнейшие кадры с матерью Нэтти Аллен рассказывают о Вуди намного больше, чем он сам или восторженные отзывы поголовно влюбленных в него актеров и актрис. С такой мамой пожизненное хождение к психоаналитику — не дань моде, а рациональная забота о здоровье. И, конечно же, Вуди Аллен лукавит, когда говорит, что это Дайан Китон научила его «смотреть на мир с женской точки зрения, и эта точка показалась ему гораздо интересней мужской». Всем, кто посмотрит фильм Роберта Б. Уайде, станет очевидно, что за каждым успехом или провалом великого человека по-прежнему стоит строгая еврейская мама.