- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Федор Бондарчук
- Длительность
- 135 мин.
- Премьера в мире
- 10 октября 2013 г.
- Премьера в России
- 10 октября 2013 г.
- Бюджет
- $30 000 000
- Сборы, в мире
- $68 129 518
- Сборы, в России
- $51 760 472
О фильме
Масштабный 3D-фильм Федора Бондарчука о битве за Сталинград. Все обязательные составляющие на месте: убедительный размах, патриотический запал, лав-стори на фоне.
Актеры
Рецензия на фильм
Группа разведчиков под командованием капитана Громова (Петр Федоров) переправляется на левый берег Волги, чтобы перерезать немецкие коммуникации, а в итоге надолго застревает в полуразрушенном доме, стратегически выгодно расположенном прямо напротив советской переправы через реку. На верхних этажах здания диверсанты находят, во-первых, связанного советского артиллериста, разряженного немцами на манер новогоднего сувенира, во-вторых — хозяйку. Девушка Катя (Мария Смольникова) «благополучно» пережила немцев (подробности ее жизни при фашистах деликатно не раскрываются режиссером), а теперь затравленным зверьком встречает своих (очевидно, что ничего хорошего она не ждет и от них). Разведгруппа немедленно влюбляется в Катю в полном составе. Здесь и начинается интригующе заявленная в прологе (в котором вынашиваемый героиней в кадре и выросший в офицера МЧС сын вытаскивает гражданку Германии из-под руин уничтоженной взрывом АЭС и цунами Фукусимы, оказывая тем самым гуманитарную помощь сразу двум нациям, с которыми СССР враждовал во Второй мировой) история о том, как у человека может быть одновременно пять отцов.
Даст ли Кат кому-то одному или пойдет по рукам, как Белоснежка в «9-й роте»? Вопрос хоть и напрашивающийся, но идеологически неправильный — не таков был советский человек в 42-м, чтобы покуситься на святое. Правда, жрать немецкие консервы, поливая помоями ту, кто эти консервы зарабатывала понятно чем, — это пожалуйста. Снимать из снайперки идущих за водой немцев — запросто. Расстреливать своих за малейшие приметы пораженчества — легко. А также — идти втроем рукопашную на целый взвод, поджигать врага своими полыхающими от ГСМ телами, вызывать огонь на себя, любоваться заревом от разрывов зенитных снарядов на первом свидании.
При всех реверансах в сторону главенствующего сейчас представления о любой войне как о кровавой мясорубке без чести и правил Бондарчук не забывает, о какой именно войне он снимает кино и как об этой войне нужно говорить так, чтобы не было мучительно больно. Говорит здесь он сам, лично — наследуя другому патриоту, Никите Михалкову. Федор Сергеевич зачитывает весь лирический в духе не столько напрашивающегося Гроссмана, сколько Ивана Бунина — закадровый текст, а также дублирует речь немецких захватчиков. Получается хорошо, зрелищно, задушевно — и не то чтобы чересчур патриотично. Умный Бондарчук, в отличие от своих куда более упертых героев, сдает Сталинград одновременно и нашим и вашим. И воображаемым ветеранам, идущим на парадную премьеру в Волгограде, и условному читателю «Благоволительниц» Джонатана Литтелла, и американским киноакадемикам. Выходит, в общем, что сердцем-то Федор Сергеевич тут — но не с товарищем бойцом, а с простыми русскими бабами, которые успели побывать и под этими, и под теми, всех пережив, всех полюбив.
Открыть рецензию