Тимур Новиков | Арт | Time Out

Тимур Новиков

О выставке

Просто придуманные и отлично исполненные работы художника, успевшего побывать и авангардистом, и консерватором. Из 125 представленных произведений почти сто раньше не показывали в Москве, а значительную часть — даже в России.

Очередной рукотворный памятник Тимуру Новикову строит в Музее современного искусства куратор Екатерина Андреева. Опытный исследователь, соратник своего героя не ставит под сомнение совершенный и противоречивый образ, в создании которого принимала посильное участие, — но все-таки интересующегося сюжетом зрителя ожидает не повторение многократно пройденного: из ста двадцати пяти представленных в экспозиции произведений почти сто раньше не показывали в Москве, а значительную часть — даже на российской территории. Если бы речь шла о ком-либо другом, идея вызвала бы сомнение — в выставки включают обычно лучшие произведения, оставшиеся за бортом выступления художника чаще сулят сомнительные открытия. Но Новиков — абсолютное исключение, единственный художник в своем поколении, творчество которого собрано в полный каталог-резоне, а за всем, что появляется под его подписью, следит комитет знатоков.

Ретроспектива включает ничтожную часть того, что сумел сделать за сорок три года жизни художник, успевший побывать и авангардистом, и консерватором, вдохновитель соратников, наставник учеников, ставший инициатором нескольких разнонаправленных художественных движений, а под конец своей не очень долгой жизни обретший образ мудреца и старца, к которому обращались исключительно по имени-отчеству. Собрания музеев и частные коллекционеры предоставляют раннюю экспрессивную, переходящую в «дикую» живопись, элегантные минималистские «тряпочки», парчовые нарядные коллажи, видео и фильмы, в которых снимался Новиков, переписку с выдающимися деятелями, среди которых были и Энди Уорхол, и Брайан Ино. И документы, освещающие бурную деятельность выдающегося организатора, создателя галереи «АССА» и группы «Новые художники», основателя Академии всяческих искусств, издателя газеты «Художественная воля», — поскольку все эти проекты отчасти были и художественными произведениями Тимура Петровича Новикова. И как все его работы — просто придуманные и отлично исполненные, полные парадоксов и противоречий, — вызывают живейшую и сильную реакцию и теперь, спустя более чем десять лет после его смерти.

Билетов не найдено!

Закрыть