Август Зандер. Портрет. Пейзаж. Архитектура
О выставке
Автор монументального собрания человеческих типов столь же методично снимал природу. Насыщенные информацией фото пекарей, дворников, художников и цветочков.
Трудно представить себе, но автор монументального труда «Люди ХХ века» — колоссального собрания человеческих типов, разнообразием и систематичностью напоминающего таблицы теоретиков эволюции, — успевал делать не только портреты. Двадцать лет назад в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, показывали самые знаменитые его работы — отобранные из многих тысяч снимков этого проекта, полностью опубликованного в семи массивных томах лет десять назад. Эта выставка разрушает монолитное представление о фотографе: рядом с мощными фигурами пекарей, дворников, художников — выглядящие не менее значительно цветочки, ландшафты Германии, которые Зандер снимал так же методично, собирая в каталоги. Делал он и заказные работы — обеспечивавшие возможность осуществлять собственные проекты.
Все эти снимки чудом сохранились после обрушившихся на фотографа и его семью нацистских репрессий, запрета на профессию, разрушения мастерской, разграбления дома. Одинаково плотно насыщенные информацией, а не эмоциями — не все работы получались такими же впечатляющими, как портреты. Зато они в полной мере демонстрируют систему, которой следовал веривший в силу документа, начисто лишенный сантиментов, меньше всего заботившийся о художественном впечатлении Зандер.