Семен Бычков
О спектакле
Достойный петербургский дирижер в неожиданном тандеме — с оркестром Московской филармонии.
Ни для кого не секрет, что Москва с завидной регулярностью импортирует из Петербурга идеи, мысли, вдохновение и самое главное — творческие кадры. В том числе и дирижеров. Они редко переезжают в пределы МКАД насовсем (исключением стал разве что Василий Синайский — главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра), но появляются вполне регулярно. Валерий Гергиев ежегодно совершает несколько «набегов», реже можно увидеть Марисса Янсонса и Юрия Темирканова — зато, приехав, они гарантированно дарят публике несколько часов счастья. Теперь в довольно неожиданном тандеме — с оркестром Московской филармонии — в Москве появится Семен Бычков.
Бычкова мы знаем, пожалуй, меньше, чем его знаменитых соучеников по консерваторскому классу — невероятно,но все вышеперечисленные дирижеры были выучены легендарным профессором Ильей Мусиным. Бычков довольно быстро исчез с «советских радаров» — в 1974 году он эмигрировал в США и начал выстраивать свою карьеру с тщательностью и без особой спешки. Он изначально профилировался и как симфонический, и как оперный дирижер — и на обоих поприщах имел успех. Начав со скромных коллективов в Гранд-Рапидсе в штате Мичиган и в Буффало, он добрался до Нью-Йоркского филармонического оркестра, а в Европе — до главных бастионов оркестровой культуры, оркестров Берлинской и Венской филармоний. В оперном жанре помимо обязательной русской классики он завоевал солидное реноме исполнениями опер Яначека и Рихарда Штрауса — около десяти лет назад его пригласили дирижировать оперой «Кавалер розы» в святая святых — на Зальцбургский фестиваль, и тот факт, что в святилище национальной культуры был допущен русский дирижер, говорит о многом. В манере Бычкова нет никакой особой внешней эффектности — размашистых жестов, эффектных ракурсов, экивоков в сторону публики — есть только тотальная увлеченность музыкой и бережное, тщательное обращение со звуковой материей — как у высококлассного архитектора, который, проектируя сложнейшее здание, шлифует каждую деталь.
Альянс Бычкова с оркестром Московской филармонии — после Вены, Берлина, Парижа и Нью-Йорка — выглядит прелюбопытно: дирижер не чужд альтруизма, зато совершенно чужд присущего мастерам его уровня снобизма — штатный филармонический оркестр трудно отнести к числу ведущих даже в пределах Москвы. Но тем интереснее результат: иногда под воздействием значимости момента оркестры на один день преображаются до неузнаваемости. Программу Бычков между тем выбрал вполне амбициозную: главные ее козыри — Первый виолончельный концерт Шостаковича (с немецким виолончелистом Йоханнесом Мозером) и Вторая симфония Брамса.