Стэн Дуглас «Киностудия середины века» | Арт | Time Out

Стэн Дуглас «Киностудия середины века»

Выбор Time Out

О выставке

Проект посвящен послевоенной американской фотографии. Прибегая к помощи реквизита, актеров и ретуши, Дуглас выстраивает кадры, которые могли быть сделаны десятилетия назад.

Наивный зритель вряд ли заподозрит неладное, глядя на снимки канадского фотографа Стэна Дугласа. Разве что особо внимательных смутит несоответствие черно-белого ретро не слишком солидному возрасту автора. Все-таки больше шестидесяти лет прошло — фотографы, бегавшие с камерами за бандитами и дивами, если не в могилах лежат, то, отойдя от тяжких трудов, давно уже почивают на лаврах. Лавров, впрочем, и у Дугласа немало — лауреат нескольких премий, он (что гораздо важнее) трижды участвовал в престижной выставке «Documenta» и трижды же — в Венецианской биеннале. Увлеченный Беккетом и Фрейдом, кино и старой техникой, Дуглас изучает плохо очерченную границу между правдой и вымыслом, культурой и действительностью, исследует культурные коды.

В мире, который он воссоздает с помощью видео и фотографий, призрачно все — и картинка, и время, и событие. Его работы — результат долгих исследований и тщательной реконструкции, исполненной с помощью реального реквизита, натуральной техники, искусной ретуши, труда профессиональных актеров, — выглядят убедительно, как и положено обманкам. Путешествуя по временам и странам, Дуглас десятилетиями безжалостно разоблачает мифы, медиа, культуру, всякую надежду на вечную память и надежные документы.

Небольшой фрагмент из проекта, посвященного послевоенной американской фотографии, уже показывали в основной выставке 4-й Московской биеннале современного искусства в 2011-м. Представленный полностью, он кажется менее загадочным, зато узнаваемым, благо совсем недавно публике напомнили об одном из прототипов придуманного Дугласом анонимного, трудившегося между 1945-м и 1951 годом, мастера — Уиджи, а также и множестве менее известных полицейских фотографов. Ускользнул от внимания российской публики разве что самоучка, ветеран войны, соотечественник Дугласа Раймон Манро. Выстраивая кадры, которые могли быть сделаны десятилетия назад, Дуглас щедро сеет сомнения в реальности и возможности ее зафиксировать. Имитируя «честный» репортаж, он воссоздает не однажды случившееся событие, а страшный сон, в котором зловещие драматические клише притворяются сомнительным свидетелем времени. Критический разбор технологий, деконструкция представлений об объективности выглядят совершенной галлюцинацией. Это не сюрреалистический коллаж, в котором абсурд очевиден, а подобие страшного бреда, который настолько искусно, точно и последовательно притворяется реальностью, что не оставляет попавшемуся в ловушку практически никакой возможности ускользнуть.

Билетов не найдено!

Закрыть