Звезды мировой оперы XXI века
О спектакле
Три оперных звезды в одном концерте: меццо-сопрано Анна Бонитатибус, бас Роберто Скандьюцци и сопрано Мирто Папатанасиу.
Обуявшая лет семь или восемь назад Москву мода на сольные концерты хороших европейских певцов продолжается: сначала Московская филармония, вскоре после нее — Московский дом музыки с завидной регулярностью начали поставлять столичной публике не отцветших звезд прошлого, как это было принято в 90-е, а реальных участников европейского оперного процесса — и организаторам, и собравшимся в зале приятно было сознавать, что певец N.N. прикатил в Москву сразу после спектаклей в Венской Государственной опере или, наоборот, после посещения Первопрестольной улетает выступать в нью-йоркскую Metropolitan Opera. С наступлением весны филармония продолжает выдавать Москве новые имена поштучно; коллеги с Красных Холмов решили козырнуть сразу тремя известными именами.
Одно из них Москве хорошо знакомо — это итальянское меццо-сопрано Анна Бонитатибус (на фото), регулярно посещающая нас с 2006 года, когда она впервые — и совершенно неожиданно — сорвала сенсационный успех в Большом зале Консерватории, исполнив заглавную партию в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Ее бархатное, темное меццо, безупречно пропевающее колоратуры любой степени сложности и ласкающее слух истинно итальянским звучанием, затем украшало филармонические проекты — это были сольная программа из сочинений Гайдна, Моцарта и Россини и опера Беллини «Капулетти и Монтекки». В свой новый приезд она продолжит линию мастеров бельканто — что, признаться, немного жаль, ибо Москва почти не слышала ее в ипостаси барочной певицы — в музыке Монтеверди, Вивальди и Генделя на данный момент у Бонитатибус конкурентов мало.
Вторая героиня вечера — Мирто Папатанасиу — вопреки информации в пресс-релизе, в Москве пока не засвечена. Зато ее регулярно можно увидеть в Вене, Париже или в итальянских театрах — тех, которые не пали жертвой режима Берлускони и все еще продолжают работать, несмотря на жесточайший кризис. Гречанка, которую, конечно же, сравнивают с Марией Каллас, славится как лирико-колоратурное сопрано «без страха и упрека» — ей подвластны как виртуозные роли в операх Россини и Доницетти, так и моцартовские героини — в частности, одной из ее козырных ролей является Донна Анна в «Дон Жуане»; по слухам, именно она должна выступить в этой партии на грядущих осенью гастролях Венской Государственной оперы.
Наконец, единственный кавалер двух дам — Роберто Скандьюцци — певец абсолютно вердиевского толка: его конек — масштабные психологические образы, терзаемые любовью и ревностью короли и прочие высокопоставленные особы. Неудивительно, что он вышел за строго очерченные рамки итальянского репертуара и посягнул ни много ни мало на партию Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского — и снискал солидный успех. В Москве, впрочем, обойдется и «без мальчиков кровавых в глазах» — согласно законам жанра, в этот вечер будет звучать только итальянская музыка, и в виртуозное соревнование двух дам Скандьюцци будет вставлять свои трагические вердиевские реплики.
Фото: Frank Bonitatibus