О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
1943 год. В белорусской деревне стоят немцы. В доме Полины (Светлана Иванова) и ее мамы живут двое: опытный вояка, который, пока нет стрельбы, мирно ремонтирует им хату, и юный Франц (Адриан Тополь), совсем потерявший от красавицы-хозяйки голову. Та флиртует с ним, но близко не подпускает, чуть что — отвешивает пощечины. Вскоре немцы получают приказ: деревню оставить, жителей уничтожить, дома сжечь. Старший должен застрелить мать, младший — девушку. Но Франц убивает командира и со спасенными женщинами прячется в подвале, где они благополучно пережидают страшный пожар. Уже на пепелище мать неожиданно умирает, и начинается история мытарств Франца и Полины среди людей, лесов и болот.
Сценарий Алеся Адамовича («Иди и смотри») был написан еще в 1993 году. Михаил Сегал, с разрешения дочери писателя, историю немного переработал. Например, у Адамовича немец говорил по-русски и цитировал Достоевского. В фильме — Франц ни слова не понимает и в своих скитаниях изображает немого белоруса, иначе просто убьют. Ведь здесь убивать настроены все: и немцы, и партизаны, и власовцы, и красноармейцы. Без счету и без смысла, подобно катку, военные сметают все на своем пути. Им Сегал противопоставляет обычных мирных людей, изо всех сил пытающихся выжить.
Поначалу, пожалуй, слишком медленная картина к финалу набирает сумасшедший темп. Первые 10 минут в фильме не произносится ни слова, да и потом моментов, в которые мы слышим только плеск воды, шум ветра, треск поленьев на костре, гораздо больше, чем привычных диалогов. Здесь такое решение логично, ведь герои понимают друг друга и так, разговоры им не нужны. Но к финалу почти бессловесное пространство картины обернется страшным многоголосьем: в кадр посыплется множество персонажей — жертв, палачей, случайных прохожих… Кажется, что мы слышим всех, погребенных войной в этих лесах.
Конечно, в первую очередь это дуэтная, отменно сыгранная история любви. Очень красивые герои, которых вопреки здравому смыслу не уродует ни голод, ни грязь, ни страх или тиф, тащатся по серым, неприветливым лесам, убегая от чужих, которых здесь множество, и абсолютно по-детски доверяясь тем, кто хоть немного свой. Но их драма — лучший аргумент в споре с теми, кто умеет находить оправдания войне. Спокойно и без надрыва, не срываясь в патетику, Сегал говорит о том, что любая война ужасна, а жить по законам мирного времени, когда вокруг смерть, — настоящее, но, увы, непростительное геройство.