О фильме
Рецензия на фильм
В 1982-м Рон Фрике служил оператором на «Коянискацци» Годфри Реджо, десять лет спустя уже как режиссер снял «Бараку», а теперь берет зрителя в очередное бессловесное путешествие вокруг света. Название «Самсара» позаимствовано из санскрита и подразумевает бесконечный круговорот жизни, смерти и перерождения. Каждый, кто видел предыдущие работы Фрике, знает, впрочем, что его основной метод в бесконечном круговороте и заключается — только речь идет об эффектных образах и очевидных противопоставлениях. Здесь камера Фрике продолжает рыскать по миру в поисках помпезного зрелища, жизни, обернувшейся спектаклем.
Фрике, нет слов, одаренный оператор: кадры с танцами в храмах, пропесоченными пейзажами и хаоса мегаполисов-муравейников часто потрясают буквальной осязаемостью текстур и дотошным вниманием к деталям. Но фильм, в который эти образы соединяются, оказывается не более чем раблезианским слайд-шоу. Фрике болезненно консервативен — все медленное/древнее/натуральное предстает здесь в положительном свете, все же быстрое/современное/искусственное заклинается. Такое эко-проповедничество редко способно всерьез волновать как разум, так и чувства. Спустя три десятилетия после «Коянискацци» — и по-прежнему нет другого способа изобразить безумие современности, кроме как смонтировав толкучку в токийском метро под дешевую электронику? Да, фильм Фрике напоминает нам, какой вдохновенный мир нас окружает, но его подход отчаянно нуждается в перерождении.