Павел Никонов «Тогда и теперь»




О выставке
Камерные натюрморты и искренние пейзажи автора иконы «сурового стиля», живописца который не вполне вписывается в образ успешного советского художника.
Народный художник России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, член президиума Академии художеств, автор иконы «сурового стиля» — знаменитых «Геологов» — не вполне вписывается в образ успешного советского художника. В течение долгих лет он был участником «Группы восьми», почти каждая выставка которой, продержавшись несколько дней, а иногда и часов, безвременно закрывалась бдительным начальством. И теперь работы его демонстрируют не в залах Академии, а в небольшой галерее, испытывающей слабость к «тихому» искусству. Если бы не потрясшие когда-то Хрущева в Манеже грубостью «Геологи», возможно, Никонов и вписался бы в достойные ряды не очень известных «серьезных» творцов. Во всяком случае, теперь художник и галерея делают для этого все возможное, демонстрируя камерные натюрморты и искренние пейзажи. Испортить план может лишь бурная и безапелляционная мода на все советское — вдруг родине понадобится «Пейзаж с космонавтом» и призовет она его, как когда-то «Геологов», в первые ряды борьбы за настоящее, реалистическое, идеологически наполненное искусство.