Тихару Сиота «Скрещенья»
О выставке
Никакому пауку в самых сладких снах не снилась паутина, подобная той, что сплели вокруг белых свадебных платьев.
Человек, тем более художник, — все-таки венец творенья. Никакому пауку не снилась подобная паутина — на все пространство Большого Манежа, где места хватало и пехотному полку (в две тысячи человек), и правительственному гаражу, и всесоюзным выставкам с сотнями картин. Невероятных размеров композицию из черных нитей плетут вокруг развешанных под высоким сводом белых «свадебных» платьев — как делали в разных местах, где показывали уже эту работу Тихару Сиоты. Хотя подобных гигантских размеров она, кажется, не достигала ни разу. Впрочем, и Манеж лишь недавно отдали «большому» искусству — масштабным инсталляциям, без которых невозможно представить себе современный художественный процесс. Размер в данном случае имеет значение: разрастаясь в пространстве, захватывая его, черная сеть растягивает ощущение страха и неуверенности, представляясь настоящей альтернативой существующему миру — словно темный лес, притягательный и опасный.
Японская художница, поучившись живописи в Киото, после переезда в Германию занималась у Марины Абрамович и Ребекки Хорн, делала перформансы и инсталляции. Участница множества международных форумов и периодических выставок создает работы одухотворенные, хрупкие и эфемерные, обреченные на короткое существование, вызывающие искреннее восхищение и чувство тревоги. Она часто использует бывшие в употреблении вещи: старые рамы, ношеную обувь — то, что способно отозваться памятью человеческой жизни, теплом тела. Возникающие на границе миров — фантазии и кошмара, памяти и воображения, тела и воздуха, жизни и смерти, — демонстративно искусственные, ее произведения подражают природе. Построенные на постоянном повторении мотива, они сотканы из случайностей. И хоть и кажется иногда, что в вязи нитей, превращающих реальное пространство в диковинное кружевное чудо, смыслы тонут, работы Сиоты полны значений, воспоминаний, переживаний. И платья в них — не просто платья, а символ второй кожи. И нить — не просто нить, а способ связать в единое целое эмоции и мысли, захватить публику, запутать, включить в собственную историю множество других, вытянуть из получившейся редкой ткани бессознательное и неосознанное. Возникает эта ажурная фантастическая сеть буквально на глазах зрителей — плести ее начали 13 апреля, а с 19-го процессом смогут наслаждаться все желающие.
Однажды, в далеком 2009-м, значительно более камерную работу Сиоты уже показывали в Москве. На Третьей биеннале современного искусства в старом еще «Гараже» представили инсталляцию с ее любимым, часто повторяющимся в разных произведениях образом черного «горелого» пианино — навязчивого мотива из детства. Сиота работает с разными материалами, разными цветами. Но только черные шерстяные нити напоминают фактуру сгоревшей, но из последних сил — невероятным напряжением всех связей, не только физических, — сохраняющей форму материи. Очень подходит Манежу с его богатой горючей историей.
В связи с внеплановыми мероприятиями работа выставки с 3 по 13 июня 2013 года приостанавливается.