Риккардо Фрицца
О спектакле
Дирижер из Италии берет руководство над Российским национальным оркестром. В программе — произведения Россини, Мендельсона, Респиги.
Парадоксально, но факт: не являясь страной с выдающимися или хотя бы яркими оркестровыми традициями, Италия продолжает давать миру в большом количестве замечательных дирижеров. Конечно, тут можно вспомнить о том, что все-таки страна Данте и Петрарки — это еще и родина оперы; но, несмотря на то, что многие их тех, кого причисляют сегодня к мэтрам профессии, действительно начинали свою карьеру в оркестровой яме, феномена такого дирижерского обилия не объяснить. Карло Мария Джулини, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Антонио Паппано — если брать только самых-самых — умудрялись, несмотря на весь свой южный темперамент и известную театральность, становиться признанными интерпретаторами куда более серьезной австро-немецкой классики.
Риккардо Фрицца, удачно приглашенный в этом сезоне в абонемент Российского национального оркестра, к высшей лиге еще не принадлежит — но, кажется, активно туда стремится. Получив образование в Миланской консерватории и сиенской Accademia Chigiana, Фрицца предсказуемо начал профилироваться как оперный дирижер — и в этой ипостаси практически сразу к нему пришла мировая известность. Сейчас его можно регулярно встретить по обе стороны Атлантики — он дирижирует в крупнейших театрах Германии, Бельгии и, естественно, Италии, на культовом Россиниевском фестивале в Пезаро, но не менее востребован в крупных американских оперных домах — в Сан-Франциско, Хьюстоне, Сиэтле. Параллельно у него развивается и симфоническая карьера — за последние три года он выступал с Лондонским филармоническим оркестром, лейпцигским оркестром Gewandhaus, Бельгийским национальным оркестром. Что в опере, что в симфоническом репертуаре Фрицца отличается удивительной ясностью мысли и четким жестом, мгновенно понимаемым как оркестрантами, так и певцами, — он виртуозно аккомпанирует звездам в операх бельканто, а в чисто инструментальном репертуаре увлеченно ведет за собою до сотни музыкантов, успевая, кажется, обращаться к каждому из них и не забывать о всех других. Его программа с РНО носит своеобразный презентационный характер — все лучшее, что может предложить итальянский дирижер: увертюры к операм Россини, «Итальянская» симфония Мендельсона и обязательные для всех дирижеров, прибывающих в Москву, сочинения единственного симфонического классика Италии Отторино Респиги — «Пинии Рима», «Фонтаны Рима», «Римские празднества». Можно надеяться, что подобные «римские каникулы» сменятся впоследствии более обширной географией — в сторону венской классики, например, в которой Фрицца тоже знает толк.