Хуан Миро. Образы
О выставке
Около 200 работ настоящей иконы модернизма, автора, который из всех возможных путей предпочитал собственный.
Настоящая икона модернизма, Миро начинал свой блистательный творческий путь, борясь с буржуазным искусством, освобождая знаки и символы. Результат известен: довольно скоро изобретатель визуального словаря, способного перевести в образы необычное восприятие реальности и интенсивную внутреннюю жизнь автора, стал одним из любимцев рынка и буржуазии. Самый методичный и последовательный из тех, кто, полагаясь исключительно на подсознание, занимался «автоматическим письмом», Миро создавал настолько соблазнительные, почти дизайнерские формулы, что наследникам кажется грехом непростительным не тиснуть их на кружку, майку или магнитик.
Значительно более аполитичному, чем его соратники по сюрреалистическому движению, Миро не пришлось ни покидать франкистскую Испанию, ни принимать одну из сторон: он просто не смог уехать из Франции после начала войны. Из всех возможных путей Миро предпочитал собственный и формально не ассоциировался ни с одним художественным течением, даже сюрреализмом, в который внес неоценимый вклад. В его ранних работах улавливается влияние фовизма и магического реализма, в более поздних — экспрессионизма и лирической абстракции, неолитических наскальных граффити.
Фонд Пилар и Хуана Миро на Майорке, образованный на базе студии, в которой работал художник с 1956 года до своей смерти в 1983-м, способен полноценно представить творчество Миро, хотя большей частью хранит произведения последних десятилетий его жизни. Подаренный городу в 1979-м, в 1992-м он расширился, приобрел еще площади, в которых проводят и временные выставки, но главной приманкой остаются оригинальный дом, расставленные в саду, окруженные средиземноморской растительностью скульптуры. Настоящая буржуазная красота.
Давно уже не бунтарь, национальное достояние Каталонии, Миро у российской публики менее популярен, чем привлеченный им к сюрреализму Дали, за которым российская публика готова выстраиваться в очередь, привечая в любом виде — хоть уникальной живописи, хоть тиражной графики. Но вкусы постепенно меняются, и репертуар расширяется — вот и компания, бывшая титульным спонсором ГМИИ им. Пушкина, начинает работать со значительно более юным, бурно развивающимся музеем. Которому необходима была самая серьезная поддержка, чтобы привезти около двухсот живописных работ, четырнадцать скульптур, рисунки, книжные иллюстрации, фотографии и графику одного из самых востребованных мастеров ХХ века с далекой Майорки.
На фото фрагмент картины Хуана Миро «Без названия». Около 1978. Из собрания Фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке