О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Фэн Сяоган, тот же самый режиссер, пару лет назад уже превративший стихийное бедствие в эмоционально вкрадчивую эпическую мелодраму (Тань-шаньское землетрясение 1976-го в «Землетрясении»), теперь взялся за неоправданно тщательную реконструкцию другой катастрофы — голода в китайской провинции Хэнань в 1942-м, вызванного засухой и усугубленного коррупцией, бюрократией и затянувшейся китайско-японской войной. Хроники уничтожившей несколько миллионов человек трагедии рассказываются здесь глазами десятка персонажей, действие скачет между кабинетами самых разнообразных ведомств и бесконечно серыми хэнаньскими просторами. Технически выверенное, действительно масштабное, полотно продолжительностью в два с половиной часа сравнений с тем же «Землетрясением», впрочем, не выдерживает.
Мало того что для проведения работ по выжимке слез из зрителя фильму отчаянно не хватает хоть сколько-то обаятельных персонажей. Нет, «Вспоминая 1942» упрямо стремится быть панорамой с пафосным (и что логично — удобным пришедшей к власти уже после событий 1942-го компартии) подтекстом: народные страдания голодомора рифмуются здесь с прискорбным равнодушием чиновников Гоминьдана и бессмысленными зверствами японских оккупантов. В кадре торжествует неприятно черствое хоррор-шоу, другого объяснения которому, кроме болезненно однобокого, на грани агитпропаганды, указывания пальцем на японцев и власть, Фэн Сяоган не находит.
Среди многочисленных протагонистов этого фильма — среди которых находится место для Тима Роббинса и Эдриена Броуди в камео традиционно положительных иностранцев с Запада — выделяется эффектно превратившийся в беженца землевладелец (Чжан Гуоли). Чэнь Даомин в свою очередь убедителен в неброской роли главы Гоминьдана Чан Кайши, который даже на известие о миллионах жертв реагирует лишь еле заметным поворотом плеч. Словом, тех зрителей, что ждут от «Вспоминая 1942» хотя бы проблеска человечности, стоит предупредить: тут есть риск изголодаться насмерть задолго до финальных титров.