Ребекка Хорн «Меланхоличный торнадо»










О выставке
Объекты, документации перформансов, инсталляции, фильмы и новое, специально для выставки в Москве созданное произведение.
Легенда современного искусства, Ребекка Хорн стала памятником при жизни — самой себе и времени, в котором художник, преодолевая границы искусства, предстает чародеем. Исследуя системы — человеческие и механические, — она обнаруживает больше сходства, чем различий. Тоскуя по совершенству, дополняет собственный образ недостающими или недостаточно развитыми органами, обогащает кинетические объекты человеческим несовершенством. Сила воображения побеждает утилитарную экономию — прикидывающиеся почти полезными протезы отзываются сюрреалистическим мороком, органы, приобретая новые функции, превращаются в пародию на самих себя.
В отдельных фрагментах работ Хорн легко увидеть непростой опыт автора, ее переживания, реакцию на последние достижения коллег. Но в целом все эти комментарии не имеют большого значения — как любая совершенная загадка, в последнюю очередь нуждающаяся в отгадке.
Искусство второй половины ХХ века невозможно представить без Хорн после того, как «Айнхорн» («Единорог») никому не известной художницы включил в состав «Документы» 1972 года легендарный куратор Харальд Зееман. С тех пор она еще три раза участвовала в главной выставке современного искусства в Касселе, в Венецианской биеннале, в престижных музейных шоу, ее персональные выставки потрясали воображение граждан цивилизованного мира. Ретроспектива, открывшаяся в нью-йоркском Гуггенхайме в 1993-м и показанная в знаменитых музеях Европы, зафиксировала место Хорн на олимпе современного искусства. Что не мешает художнице продолжать функционировать: кроме знаменитых объектов, документации ранних перформансов, фильмов и инсталляций на московской выставке покажут совсем новое, специально для нее сделанное произведение — «Чемодан беглеца».