Вдвоем
О выставке
Проект, посвященный парам, творившим искусство в России в последние сто лет: от союзов Родченко и Степановой до современных «художественных семей» Ильи и Эмилии Кабаковых, Михаила Лейкина и Марии Сумниной.
Одно перечисление пар, творивших искусство в России в последние сто лет, способно убедить в плодотворности подобных союзов. И их внутривидовом разнообразии: одни объединяют усилия, работая над общим произведением, как Илья и Эмилия Кабаковы, Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова. Другие влияют друг на друга, как Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Александр Родченко и Варвара Степанова. Есть и те, кто просто живет вместе и, похоже, старается на всякий случай пореже заглядывать на соседнюю творческую кухню, как Оскар Рабин с Валентиной Кропивницкой или Юрий Аввакумов с Аленой Кирцовой, так что по работам их не всякий догадается, что созданы они в географической близости. Встречаются на выставке пары, объединившиеся на короткий срок, на неясных даже для исследователей условиях,— вроде Ольги Розановой и Алексея Крученых.
Есть и такие, где — хотя бы короткий срок — лидировала женщина, как в дуэте Александра Древина и Надежды Удальцовой. Но гораздо чаще «вдвоем» в России означает старый добрый домострой — как ни странно, только усилившийся в начале ХХI веке по сравнению с началом ХХ. Хотя опыт Игоря Макаревича и Елены Елагиной, как и совсем юного дуэта «МишМаш», убедительно доказывает возможность вполне равноправного существования творческих индивидуальностей даже в «общих» проектах.
На фото фрагмент картины Александра Лабаса «Байкал — Амур. Жена в поезде». 1937 год