История советских павильонов. Часть I







О выставке
Павильоны СССР на мировых выставках, созданные лучшими из лучших в документах, фотографиях, эскизах: от конструктивистских работ Родченко до грандиозного памятника «Рабочий и колхозница».
Призванные удивлять и подавлять, демонстрируя превосходство не только собственное, но и системы, их породившей, советские павильоны на международных выставках предлагали на редкость точное представление о времени и состоянии умов. Временные по самой своей сути, они оставляли после себя горы документации, фотографии, каталоги, бесчисленное количество экспонатов, заполнявших пространство, — все это добро иногда сохранялось, иногда нет, распределялось по музеям, возвращалось авторам. Основу — архитектурные проекты — передавали в Музей имени Щусева, соорганизатор нынешней выставки.
Первая часть масштабного исследования сюжета, предпринятого куратором Мариной Лошак, включает проекты знаменитые и малоизвестные, популярные и не очень.
Для работы над ними привлекали лучших из лучших — архитекторов, скульпторов, художников. Призванные быть современными и оригинальными, они должны были соответствовать международным трендам и внутренним идеологическим установкам. Иногда требования становились взаимоисключающими. А в конце 30-х обнаруживалось не так много желающих их исполнять — после интенсивных посадок «шпионов» от чести работать за границей старались уклоняться целые авторские коллективы.
Первым опытом стала допускавшая значительную разноголосицу стилей, включавшая и конструктивистские работы Родченко, и супрематический фарфор, и много еще всяких разностей Парижская выставка декоративно-прикладного искусства 1925 года. Последним пунктом этой серии (обещают продолжение) кураторы обозначили Всемирную промышленную выставку в Осаке 1970 года. Под «Рабочим и колхозницей» разворачивают историю, частью которой был грандиозный памятник. И речь идет не о павильонах, а о представлении идеала — прекрасно выглядевшего за границей, но никак не взраставшего на бедных российских почвах.