О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Еще со времен «Донни Дарко» в игре Джейка Джилленхола чувствовалось подспудное внутреннее развитие, непрекращающийся диалог с самим собой — качество, которое даже более разносторонним актерам не удается транслировать и наполовину так же хорошо. Поэтому трудно сказать, что разделение звезды на двух доппельгангеров — Адама, зажатого университетского преподавателя, и Энтони, молодого актера с более здоровым эго, — хороший с драматургической точки зрения план. «Враг» идет на это — хотя вычитание внутренних противоречий персонажа в пользу двойника явно лишает Джилленхола главных актерских достоинств. Зритель «Врага» ждет, что двойники столкнутся и начнут перенимать качества друг друга, в итоге размывая свои идентичности (как в первоисточнике фильма — романе «Двойник» Жозе Сарамаго), но фильм оказывается слишком буквален и разрознен, чтобы совершить тот гиперскачок в область подсознания, на который он будто бы непрестанно намекает.
Режиссер Дени Вильнев (который уже работал с Джилленхолом на куда более выверенном и оставшемся недооцененным триллере «Пленницы») при этом создает довольно эффектную экранную версию Торонто — выцветшего, опустошенного, почти абстрактного места, идеально идущего двум его хичкоковским блондинкам (Мелани Лоран и Сара Гадон), притягательно скользящим по сюжету. Вильнев, в принципе, задает фильму гипнотический, медитативный тон, обостренный вспышками сюрреального — вроде гигантского, напоминающего работы Луизы Буржуа паука, висящего над городским пейзажем. Финал «Врага» и вовсе обречен оставить зрителя в завороженном недоумении — вот только он, хотя и добавляет едкости этим играм разума, кажется столь же неестественным, как лишенный привычной полноты Джилленхол в главной роли.
Джошуа Роткопф