Эгоистичный ген
О мероприятии
На русском языке переиздали главный труд Ричарда Докинза, не устающего доказывать, что Бога нет.
Человек произошел от обезьяны или от Адама и Евы? Как ни странно, этот вопрос не решен до сих пор: все больше верующих людей по всему миру требуют, чтобы в школе наряду с дарвиновской теорией эволюции преподавали теорию божественного происхождения жизни на Земле. И не найти участника дискуссии более увлеченного, подкованного, оперирующего вескими аргументами, чем Ричард Докинз — британский биолог, этолог, популяризатор науки, атеист и критик креационизма. Однако такие известные его труды, как «Расширенный фенотип», «Бог как иллюзия», «Самое грандиозное шоу на Земле», — всего лишь продолжение разговора, начавшегося с основополагающей работы, задорно названной «Эгоистичный ген» (по-английски тут игра слов: «The Selfish Gene» похоже на название сказки Оскара Уайльда «The Selfish Giant»), вышедшей в свет в 1976 году.
Не стоит обращать внимание на то, что книга была написана почти 40 лет назад. Как уверяет Докинз, ничего революционного в науке с тех пор не произошло. К тому же, как всякий грамотный популяризатор, автор в этой книге, делая скидку на неподготовленную аудиторию, производит ряд аналогий и допущений, суть которых, скорее всего, останется верной еще долгие годы. Он предлагает взглянуть на эволюцию не с точки зрения вида или популяции, а с точки зрения гена. Именно ген, а не что-то еще, и есть мельчайшая единица развития жизни на этой планете, считает Докинз. И пляшет от гена как от печки.
Первые молекулы, которые плавали в первобытном бульоне, Докинз называет репликаторами. Сами по себе репликаторы не склонны меняться. Зато менялась окружающая среда. И, чтобы выжить, репликаторам пришлось эволюционировать (хотя, повторим, они очень этого не любят) — придумывать себе всякие новые опции. Так у генов (репликаторов) появились тела, или, в терминах Докинза, «машины выживания» — умеющие делать что-то полезное: добывать пищу из света, воды и воздуха или из поедания других организмов. Репликаторы создали целый спектр машин выживания, позволяющих им разными способами сохранить себя.
Разные типы тел сильно различаются: осьминог не похож на мышь, и оба они отличаются от дуба. Между тем по основному химическому составу они довольно сходны. Имеющиеся у них гены представлены молекулами, которые в своей основе одинаковы у всех живых существ — от бактерий до слонов. И далее Докинз на разные лады описывает и показывает механизмы выживания генов внутри этих машин (то есть нас, животных и растений). Он анализирует поведение птиц и пчел, животных и растений. Вплоть до того, что ген может убить своего носителя, если ему представляется, что смерть отдельного слабого индивида поможет ему сохраниться в более сильных. Потому он и эгоистичный. «Я утверждаю, что преобладающим качеством преуспевающего гена должен быть безжалостный эгоизм, — пишет Докинз. — Так давайте попробуем учить детей щедрости и альтруизму, ибо мы рождаемся эгоистами».