Фронтир
О выставке
Непростой и недешевый российский сайнс-арт — узоры моллюсков, превращенные в звук, и возможность получить сделанный на основании визуализированных запахов портрет.
Основанная куратором Дарьей Пархоменко экспериментальная площадка мгновенно стала заметной частью московского пейзажа. Не коммерческая галерея, не амбициозный выставочный зал — на фоне обильно плодившихся в тучные годы очень дорогих, придерживавшихся известных уже форматов сверстников она выделялась четкой, ясно сформулированной оригинальной программой, претендуя на нишу, которая никого больше не интересовала. Радовала стойкостью и эффектными проектами: в «Лаборатории» и прилегающем дворике то гром гремит, то воды текут, почти постоянно о чем-то многозначительно сообщают, мелькая огоньками, датчики — убеждая слабо подкованного в точных науках зрителя в строгой рациональности происходящего.
Расположившаяся в безлюдном переулке невдалеке от «Винзавода» «Лаборатория» работает в модном, но не слишком популярном в России направлении научного искусства. Привлекает художников и публику интеллектуальными сюжетами, громкими именами в активе — сотрудничество со множеством звезд, включая прекрасную Марину Абрамович, — возможностью расширить представления о реальности привычным методом — нажимая на кнопки. Регулярно демонстрируя консервативному городу передовые заграничные опыты — иногда напоминающие увлекательные фокусы, чаще — предлагающие задуматься о том, что искусство может рождаться из субстанций неуловимо тонких и очевидно сложных для всех, не уделивших биологии, технологии или кибернетике свою единственную жизнь, — Пархоменко упорно пытается укоренить непростой и недешевый сайнс-арт в российской почве. Результатам этих усилий большей частью и посвящена выставка.
Обозначив ее темой границу — плохо освоенные территории между давно разошедшимися, но время от времени вспоминающими друг о друге способами познания мира, — куратор показывает в первую очередь результаты сотрудничества, вдохновленного семинарами, дискуссиями, личным общением, — такие, как продолжающиеся опыты Сергея Шутова и нейробиолога Константина Анохина с голубями. «Министерство правды голубя мира» демонстрирует и регистрирует — в реальном времени и закрепляя на видео — реакцию птиц на мультфильмы о самих себе, которые они могут (если только захотят) видеть на установленных внутри станции наблюдения плазменных экранах.
На другой границе — с аттракционами — возможность зрителя получить собственный, сделанный на основании визуализированных запахов портрет (видимо, особенно интенсивный в летнюю жару) от группы «Куда бегут собаки». Датчики помогают дополнить стандартный фоторобот индивидуальными чертами. Невозможность окончательного знания представляет в виде постоянно меняющейся границы между морем и берегом Наталья Зинцова. И венец творения — технологическое искусство — показывает :: vtol:: (Дмитрий Морозов): используя раковины тропических моллюсков, считывает их узоры, чтобы превратить затем в звук. Непонятно и здорово — за что далекие от науки люди и любят «Лабораторию».