Удивительное путешествие кролика Эдварда
- Режиссер/Постановщик
- Глеб Черепанов
О спектакле
Сказка-комикс о самовлюбленном кролике, постигающем жестокий мир.
Наконец-то и в МХТ им. А. П. Чехова всерьез занялись спектаклями для детей. В мае прошла лаборатория молодых режиссеров с переводными текстами. И вот первый результат. Недавний выпускник Щукинского училища Глеб Черепанов поставил сказку знаменитой американки Кейт ДиКамилло о самовлюбленной игрушке — дорогом фарфоровом кролике Эдварде. Красавчик был подарен богатой девочке, но в беззаботной неге прожил недолго: выпал за борт круизного лайнера. И тут началось: одиночество на дне, случайное спасение, новые привязанности, предательство, зависть, смерть близкого человека — все, о чем Хрюша и Степашка нашим детям на ночь не рассказывают. Психику берегут.
Но в культурной традиции любого народа в детских сказках сюжеты куда круче. Достаточно вспомнить, как наша Баба Яга Ванюшу на лопате в жаркую печь пихает. Через игру, через придуманных чудовищ ребенок проходит воспитание чувств, задумывается о смерти, о том, что в жизни всякое случается. И перестает быть балованным фарфоровым кроликом, готовым разбиться при первом же столкновении с реальностью.
В спектакле Глеба Черепанова важно именно то, что ни режиссер, ни актеры не пытаются смягчить перипетии кроличьей судьбы, но и сопли по его поводу не распускают. Играют всерьез, точно, лаконично, но весело. Александр Молочников в роли Кролика ироничен, даже саркастичен порой: ведь его Эдвард, хотя бы в силу своей фарфоровой неподвижности, мало что может исправить в складывающихся обстоятельствах. Но он учится принимать их, думать не только о себе, любить не только себя и чувствовать боль потерь.
История рассказывается как рисуемый прямо при зрителях комикс: живые персонажи вмиг становятся частью видеоколлажа, недостающие детали которого набрасываются карандашом прямо на стенах (жаль, прием срабатывает не всегда, время от времени оставляя героев на обидно нейтральном фоне). Или превращаются в других персонажей или тени других персонажей. Дети в зрительном зале легко принимают игру, прощают затянутость некоторых эпизодов, ожидая новых чудес. И, главное, выходя из зала, задают родителям серьезные вопросы.
Фото Михаила Гутермана