Филармонический оркестр La Scala (Милан). Дирижер Мюнг Ван Чунг
О спектакле
Сезон открывает корейский дирижер Мюнг Вун Чунг – триумфатор последнего московского лета.
История взаимоотношений корейца Чунга с Россией вполне укладывается в форму “любовь – ненависть”. Впервые он, тогда еще пианист, появился в нашем городе в 1974 году. В его игре не было свойственной восточным музыкантам технической стерильности, когда каждая нота воспроизводится с компьютерной точностью. Своим глубоким и осмысленным исполнением программы он буквально заворожил слушателей Международного конкурса им. Чайковского. Эффект, произведенный загадочным юношей был столь велик, что жюри предпочло… не присуждать ему первую премию, отдав ее более “понятному” Андрею Гаврилову. Говорят, Чунг тогда был очень уязвлен; его многолетнее отсутствие в России косвенно подтверждает эту версию. И вот реванш – в первой декаде минувшего июня Чунг наконец выступил на сцене Колонного зала Дома союзов, но уже как дирижер (не оставляя фортепиано, он успел сделать громкую международную карьеру в новом качестве). И за отведенные ему 90 минут сумел сполна отчитаться за 30 с лишним лет разлуки.
Теперь этот концерт критики называют едва ли не главным событием прошедшего сезона – и имеют для этого все основания. Приехав в компании филармонического оркестра Радио Франции, Чунг представил совершенно кружевного, сотканного из тонких ароматов Равеля (сюиту по мотивам французских сказок “Моя матушка-гусыня” – наши дирижеры ее не слишком жалуют, потому что в ней нет, кажется, ни одного forte) и совершенно грандиозного, захватывающего дух Брукнера (крайне непопулярная что у нас, что за рубежом Шестая симфония). Оба произведения обладали у него какой-то невероятной, архитектурной логикой построения – все детали подчинялись одному целому. Корейский музыкант поражал публику совершенно особым (наверное, восточным) ощущением времени, которое у него вдруг взяло и остановилось, и скупым дирижерским жестом – маэстро за пультом хватало буквально несколько движений, чтобы привести в движение массу людей. После Брукнера зал взревел от восторга – но, как выяснилось, катарсис еще не прошел: на бис Чунг безупречно отдирижировал Венгерский танец Брамса и увертюру к “Кармен” Бизе. Москва сдалась без боя, признав первенство когда-то поставленного на вторую ступеньку музыканта. Надо было видеть победителя после битвы – дирижер, как счастливый ребенок, бегал на банкете от столика к столику, разливая водку своим музыкантам. Историческая справедливость восторжествовала!
Есть своя справедливость и в том, что маэстро досталось открывать новый сезон в Москве. Приезжая с оркестром театра La Scala, Чунг поднимет планку местным фаворитам (многие из них до нее не дотянутся), а публика получит возможность увидеть русских исполнителей в новом, возможно, не слишком выгодном свете. В программе у корейца – образцово-показательные симфонические опусы, которые каждый музыкант знает назубок еще по школьным программам – и потому боится к ним подступиться. Шестая, “Пасторальная”, симфония Бетховена для дирижера – шанс вновь сыграть в свою увлекательную игру со временем: звуковые пейзажи венского классика настраивают на созерцание, но лишь единицам удается не превратить его в томную скуку. Пронзительная Четвертая симфония Брамса очень импонирует натуре Чунга – дирижера искреннего, но сдержанного, умеющего скрывать бушующие страсти под непроницаемой оболочкой. Кстати, у маэстро есть еще одна задача – преодолеть коварную акустику Дома музыки.