Мирослав Балка. Fragment



О выставке
Пытаясь показать ужас Второй мировой в дистиллированном виде, польский художник, не фиксируясь на подробностях, демонстрирует публике крошечный кусочек, отправную точку в путешествии за пределы человеческого.
Польский художник рассказывает о концлагерях, массовом уничтожении, убывающей памяти, так и не наступившей ответственности намеками, понять которые без знаний о системе уничтожения целых народов, несколько лет работавшей в центре Европы, почти невозможно. В конце концов, газовые горелки на плите могут быть и просто горелками, метель — только метелью, скрежет — плохо записанным звуком.
Пытаясь показать ужас в чистом, дистиллированном виде, Балка, не фиксируясь на подробностях, демонстрирует публике крошечный кусочек, отправную точку в путешествии за пределы человеческого. Там перевернутая буква «B», которую мы видим на видео при входе, оказывается частью вывески над воротами: «Работа делает свободным», душевое оборудование — душевым оборудованием в лагерных банях (но было и такое же, приспособленное для массовых убийств).
Выставка, которую показывали уже и в Польше, и в Германии, в Москве разделилась на две части. Вторая, в залах ГЦСИ, кажется более благополучной: на нескольких экранах мы видим, как пасутся олени за колючей проволокой, когда-то отделявшей мир живых от мира мертвых. И квадратики, мелькающие в спроецированной на пол карте концлагерей, напоминают об отвлеченных супрематических материях. В то время как должны, по мысли автора, будить проблему ответственности художника.