Полярный экспресс 3D (2004 год)
The Polar Express
О фильме
Рецензия на фильм
Восьмилетний компьютерный мальчик из «Полярного экспресса» очень похож на своих живых ровесников. Физиономией, мимикой, пластикой, умными карими глазками всем похож. Он смеется, танцует, горланит задорные песенки и болтает с другими детьми, летящими в хромированном экспрессе в сторону Северного Полюса. Ребятня виртуальна до кончиков ногтей и собрана американскими аниматорами из каркасов взрослых актеров и разноцветных оберток графических программ для Macintosh. Но фантомная, цифровая природа вовсе не мешает им улыбаться искренней любого живого ребенка. Ведь все они заслужили волшебный железнодорожный круиз в гости к самому Санта-Клаусу.
Экранизированный Робертом Земекисом роман сказочника Криса Ван Олсбурга это начало капитуляции Голливуда перед компьютерной заразой, которую принесли с собой 1990-е. Оборонительные баррикады против нашествия умных машин принялись строить три года назад, в связи с выходом японской «Последней фантазии» анимационного фильма, в котором красивые виртуальные девушки целовались с красивыми виртуальными юношами, а на каждой виртуальной макушке колыхались тысячи несуществующих волосков. Тогда, на американской премьере «Фантазии», первым в набат забил как раз Том Хэнкс. Представитель закрытого клуба актеров-двадцатимиллионщиков, соль американской земли, много и складно говорил о том, что профессия артиста под угрозой, что завтра великих будут копировать на компьютерах, и им за это не достанется ни гонораров, ни поклонниц, ни мировой славы. Говорил, что профсоюзы должны сплотиться, иначе киностудии переедут в Силиконовую долину, где о звездах забудут навсегда.
Конец этим ожесточенным спорам о судьбах кино наступил примерно на шестой минуте «Экспресса». В этот момент из волшебного поезда выходит Кондуктор с идиотским лицом Форреста Гампа. Мы присматриваемся к накладным усам и понимаем: баррикады пали. Циничным аниматорам позировал старомодный консерватор Том Хэнкс. Очевидно, что как рождественская сказка «Полярный экспресс» не удался. Доказательство этому провал картины в американском прокате (при бюджете под 200 млн фильм собрал за первый уикенд всего 23 млн). Зато выход оцифрованного Хэнкса следует запомнить навек. С этого исторического кадра начинается новый виток Большого Кинобизнеса. Старик Земекис первым из динозавров режиссуры почуял те выгоды, которые сулит анимационное кино: с каждым годом оно дешевеет, да и выглядит все румяней и живее. А почуяв, сделал единственно верный шаг: поставил опыт на своем старом приятеле Хэнксе, которого дважды снимал раньше (в «Форресте Гампе» и «Изгое»), и заставил его сыграть всех главных героев мужского пола от мальчика до Санта-Клауса.
Все прочее в этом фильме и снежная дорога на Полюс, и звонкие музыкальные интермедии, и работа с трехмерными суперширокоформатными камерами («Экспресс» одновременно выходит и в обычной, и в IMAX-3D-версии) тоже, в сущности, эксперимент. Здесь Земекис прикидывал, сможет ли он использовать в анимации свои обычные приемчики. Например, запустить в небо железнодорожный билет, как когда-то перо в «Форресте Гампе» (смог). Или незаметно добавить героям фантастической гибкости и ловкости (не вышло, заметно).
А что касается детей заставить их сентиментально сопереживать наивному малышу из фильма задача практически невыполнимая: кино-то совсем не для них. Сеансы «Экспресса» для тех, кто смотрит на экран, как на справочник. Страница перевернулась, перед нами будущее.