Пит Мондриан «Путь к абстрактному искусству»









О выставке
Около 40 картин одного из лидеров авангарда, преобразовавшего прозрения первооткрывателей абстракции в идеальные формулы.
Страшно представить искусство ХХ века без Пита Мондриана. Стройными вертикалями и изящными горизонталями он рассеял художественный хаос, облек неземную гармонию, музыку сфер в точные стройные формы. Свет миру, отблески которого мы можем видеть теперь на стенах музеев и продвинутых офисов, пришел из протестантской Голландии, где точно знают путь к спасению через суровое сознательное самоограничение.
От самых ранних, лежавших в русле общеевропейского модернизма работ мастера в его зрелом творчестве сохранилась лишь вера в спасительную силу геометрии, умение воплотить в простейших фигурах движение к совершенству, к «мировой душе». Кубизм, редуцировавшийся постепенно до четкой сетки, в которую легко вписывались любимые темы, идеи и сюжеты, помог Мондриану расстаться со сложностями реального мира, найти единственную точку зрения, позволяющую видеть реальность без искажений, в чистом пластическом совершенстве.
К началу двадцатых основатель журнала De Stijl, один из лидеров авангарда, решительно и бескомпромиссно преобразовал отчаянные прозрения первооткрывателей абстракции и утилитарные опыты конструктивистов в идеальные холодные формулы. Оказавшиеся настолько универсальными и соблазнительными, что по ним — как по рецептам — продолжают устраивать жизнь и после смерти автора.
Впечатление:
Небольшая выставка демонстрирует эволюцию знаменитого художника, его постоянное желание — в каком бы из быстро меняющихся стилей он не трудился в тот момент — упорядочить мир, разбить его на фрагменты, проанализировать, свести в итоге к более или менее условным линиям и плосокстям. С биографией все ясно, но все таки жаль, что на завершающем этапе экспозиции мы видим так мало замечательных работ звездного, узнаваемого Мондриана.