Больше света
О выставке
Основной проект биеннале. Куратор Катрин де Зегер, вдохновившись супрематизмом, собрала работы, напоминающие о чистоте, высоте, духовности и «Белом на белом» Малевича.
Потрясенная произведениями отца супрематизма, вдохновленная бесконечными российскими просторами (и отдельно — выставочным залом «Манеж»), Катрин де Зегер обозначила главными героями своей выставки абстрактные категории: время и пространство. Это не помешало включить в выставку несколько актуальных работ, напоминающих о повсеместных протестах, кое-где встречающихся диктаторах и продолжающихся попытках выровнять людей по общему ранжиру.
Но большая часть видео, инсталляций, картин, созданных 72 художниками с разных концов света (в том числе 13 россиянами), если и касается злобы дня, то исключительно в той ее части, где переживания сложились в интересную картинку или эффектный объект. На выставке множество белых, прозрачных работ, напоминающих о чистоте, высоте, духовности, а также знаменитом проекте Малевича «Белое на белом». Чтобы убедиться в том, что все отобранные произведения — и готовые (их большинство), и сделанные специально для Москвы (таких почти треть), — как обещает куратор, аккуратно встраиваются в супрематический план, надо подняться на верхние галереи. Или обладать, подобно Катрин де Зегер, способностью видеть мир немного сверху.
Впечатление:
Умная и изящная выставка, в которой ветхий мусор и безумная утопия, экстравагантные этнографические моды и боль от страшных утрат, забавные кунстштюки сводятся в единую гармонию, в основе которой — супрематическая заумь Малевича. В большей, тщательно продуманной экспозиции легко ориентироваться (уникальный случай для «Манежа»), в ней немного знаменитых шедевров (если не считать великолепного дирижабля Панамаренко), зато множество работ тонких, интересных, по разному трогательных, дающих пищу и уму и сердцу, рассчитанных на зрителя разной квалифицкации.