Владимир Юровский
О спектакле
Грандиозное музыкальное приношение к 200-летию со дня рождения Вагнера — Пять песен на стихи Матильды Везедонк и II акт оперы «Тристан и Изольда».
Юбилей Вагнера — головная боль для любого дирижера, для любого оркестра или театра. Вагнер всегда требует сверхусилий — будь то организатор мероприятия, исполнитель или слушатель. Глава Госоркестра, неутомимый Владимир Юровский решил не пугать публику полной версией какой либо из вагнеровских опер (когда-то концертное исполнение «Валькирии» с дирижером Кентом Нагано окончилось в начале первого ночи при изрядно поредевшем зале), и создал компактную программу, которая сполна даст «распробовать» вагнеровскую музыку новичкам, но оставит сытыми и завзятых вагнерианцев.
Сочетание «Песен на стихи Матильды Везедонк» для голоса с оркестром и второго акта , пожалуй, самой знаменитой оперы в наследии композитора — «Тристана и Изольды», отнюдь не случайно. Два опуса неразрывно связаны между собой, ибо их объединяет фигура одной женщины, вдохновившей Вагнера на их создание. Композитора, чья жизнь походит на авантюрно-приключенческий роман, угораздило влюбиться в жену своего мецената и покровителя Отто Везендонка Матильду, на стихи которой были созданы и пять красивейших вокальных миниатюр.
Странно, что никто из крупных режиссеров не создал масштабный байопик о Вагнере и периоде создания «Тристана», ведь там так много красочных фактов. Как, например, Вагнер зачитывал либретто будущей оперы трем дамам, одна из которых была его женой (Минна Вагнер), вторая — любовницей (Матильда Везендонк), в третья — будущей любовницей, а затем и женой (Козима фон Бюлов). Или как от постановки «Тристана» отказывались театры, считавшие эту оперу неисполнимой — в Венской опере проект закрыли, проведя уже семьдесят репетиций. Или как премьерой в Мюнхене согласился дирижировать Карл фон Бюлов, чья жена, упомянутая уже Козима к тому моменту уже состояла с композитором в близких отношениях. Или как первая исполнительница роли Изольды охрипла на репетициях и премьеру пришлось переносить.
Впрочем, накал страстей в биографии композитора абсолютно соответствует накалу музыки, для исполнения которой Владимир Юровский пригласил отличнейших вокалистов во главе с двумя немецкими звездами — сопрано Аней Кампе, образцовой Изольдой, и тенором Торстеном Керлем — прекрасным Тристаном. Вот так вот, без многочасового измождения «Кольцом нибелунга» или «Парсифалем», о Вагнере можно узнать самое сокровенное. И Владимир Юровский наверняка будет подробным и увлекательным рассказчиком.