Лебединое озеро. Перезагрузка
- Режиссер/Постановщик
- Фредрик Ридман
О спектакле
Хит шведа Фредрика Ридмана: лебеди здесь — героинщицы, колдун Ротбарт — сутенер и драгдилер, а Одетта — шлюха-тусовщица.
Лебеди — несчастные проститутки в европейском борделе, подсаженные на героин. Злой колдун Ротбарт — сутенер и драгдилер. Принц Зигфрид — озабоченный мажор, которому друзья постоянно пытаются подыскать подружку. Одетта — миниатюрная наркозависимая шлюха-тусовщица. Время действия — наши дни. Место — бары, клубы и дискотеки. Прочел — и самому неприятно. Ведь это наше святое — Чайковский. Если в Европе кое-где спектакль вызвал шок, то что будет у нас!
Я шел смотреть спектакль с предубеждением, но в очередной раз понимая, что священных коров в искусстве не бывает. После великолепных британских постановок Мэтью Боурна («Щелкунчик», где действие происходит в детском приюте, «Золушка» — мелодрама времен Второй мировой войны и бомбежек Лондона, «Лебединое озеро», которое он превратил в историю о любви геев) мы готовы ко всему. Ко всему прекрасному. Потому что постановки Боурна — это сплав потрясающих декораций, фантастического танца и очень драматичного видения режиссера. Но на то Боурн и один — не только на Лондон, но и на весь мир.
Несмотря на то что Фредрик Ридман сегодня — настоящий герой Швеции и портреты труппы «Лебединого» висят в аэропорту Стокгольма (ничего себе галерея славы), а все скандинавские средства массовой информации хотя бы по разу восторженно высказались по поводу этого эксперимента, опасность столкнуться с пошлостью была велика. Но знаете, это оказалось чудесно. Уникальная сценография. Очень минималистичная и технологичная. Хочется назвать это словом «современная»: быстро меняющиеся декорации с использованием видеоарта — такая же полноценная часть спектакля, как игра актеров. В этой игре, кажется, нет ничего драматичного — современный танец, легкий, классный и пластичный. Это еще один аргумент, почему надо обязательно посмотреть «Лебединое озеро».
И наконец, музыка — собственно Чайковский, ремиксы на его хиты и композиции, сочиненные участниками труппы. По звучанию похоже на скандинавскую Бьорк. А все вместе смотрится очень органично. И режиссер, полный иронии, опять же очень современный и при этом нежно и трогательно относящийся к традициям.
Не обойдите вниманием танец маленьких лебедей. Они упали в героиновой усладе и танцуют его одними ступнями задранных ног. И главное, все это пролетает как вкусный сингапурский фастфуд — быстро. А для нас, согласитесь, это важно.