Большая барахолка
О мероприятии
Роман Ромена Гари на русском вышел впервые. Заявив одну тему, автор пишет обо всем сразу: о взрослении главного героя, о послевоенной Франции, о парадоксальности жизни и, наконец, о главном — преданности и предательстве.
Сюжет третьего по счету романа Гари, увидевшего свет в 1949 году, как будто скроен по лекалам «Оливера Твиста» Диккенса, только главный герой — постарше. Люк Мартен — 14-летний сирота. Его отца, борца французского Сопротивления, убили в последние дни Второй мировой войны. Мать умерла раньше. По недосмотру социальных служб сирота становится, что называется, беспризорником. Вместе с другими такими же подростками-одиночками Люка берет под свое крыло старик-спекулянт, который не гнушается мелким воровством и с помощью детей приторговывает всем понемногу: сигаретами, лекарствами, ворованными шубами.
Гари, как обычно, заявив одну тему, написал роман сразу обо всем. О взрослении: главный герой, поселившись у старика и бандитствуя понемногу, будет искать себя, мучиться от подростковых комплексов, подражать Хамфри Богарту, учиться носить пальто, держать негаснущий окурок в углу рта, в эмоциональные моменты окутывать лицо клубами дыма, полюбит и переживет первую сердечную трагедию. О послевоенной Франции, в которой мелкие жулики в мутной воде сколачивают себе состояньице. О парадоксальности жизни, в которой сына героя берет под опеку подлец. И наконец, о главном — преданности и предательстве.
«Барахолка» — это не только ветошь, среди которой живут герои, не только метафора послевоенного Парижа, но и состояние человеческих умов, в которых честность и жуликоватость, честь и подлость, человечность и идеология бесконфликтно уживаются друг с другом. Сюжет книги будет долго петлять, прежде чем станет понятно, что главное для Гари в истории жизни Люка Мартена. Но когда он наконец выйдет на финишную прямую, у читателя создастся впечатление, что Гари написал роман не о послевоенном Париже, а о послевыборной Москве.