Театр (2004 год)
Being Julia
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Формально действие экранизации новеллы Сомерсета Моэма, осуществленной венгерским ветераном режиссуры, автором Полковника Редля и Хануссена Иштваном Сабо, происходит в Лондоне конца 1930-х. Но кажется, что на дворе 20-е, время сурового левацкого презрения к буржуазной условности театра. Трактовка Сабо сценической борьбы стареющей звезды местами выглядит точь-в-точь, как те ранние опыты кино, где нанятые за большие деньги театральные дивы глупо и неритмично суетились на раскаленной съемочной площадке.
Как, может быть, вы помните из неплохой советской экранизации Театра с Вией Артмане, актриса предпенсионного возраста Джулия Ламберт (Бенинг) не может смириться с возрастным кризисом, заводит роман с молодым американцем Томом (Эванс) и из-за нахлынувшего чувства начинает играть еще хуже (впрочем, тупая публика этого совсем не понимает и неизменно провожает диву овациями). Вместе с Томом в жизнь Джулии входят оргазмы и вздохи на скамейке, ее морщины стремительно разглаживаются, а после спектакля ей рукоплещет не только зал, но и муж-антрепренер (Айронс). Но в нагрузку к молодому любовнику прилагается молодая актриска Эвис (Панч), в которой Джулия, естественно, видит соперницу не только в постели Тома, но и на сцене. Джулии приходится собраться, вспомнить все и уничтожить конкурентку масштабом своего дарования. Не только как женщину, но и что гораздо важнее для Джулии как актрису.
Рассказывая историю театральной дивы, заблудившейся между реальностью и искусством, Сабо не может удержаться от убийственной иронии. Моменты отличной игры Ламберт отличаются от якобы халтуры лишь чувственной дрожью в голосе, а ее финальный бенефис настолько переполнен бесстыдными перемигиваниями с публикой, что выглядит пародией на рассуждения о контакте актера и зала. При этом Сабо, конечно, не собирается обижать театралов просто он доходчиво иллюстрирует предложенную Моэмом максиму: настоящее шоу начинается за стенами театра.