Кант
- Режиссер/Постановщик
- Миндаугас Карбаускис
О спектакле
Интеллектуальная комедия Карбаускиса, который не стал отвлекать зрителей трюками от нюансов словесной игры.
Интеллектуальная комедия в наших краях — штука редкая. А уж чтобы с таким серьезным видом, или с такой патриотической горячностью, или с такой христианской благостью, или хозяйственной озабоченностью, чинно сидя за обеденным столом и откушивая горячего супа, компания солидных людей вела неспешную беседу обо всем на свете, а в публике это вызывало смех — и вовсе новость.
Миндаугас Карбаускис полностью доверился изощренному, избегающему откровенных афоризмов юмору пьесы Марюса Ивашкявичюса об одном дне из жизни философа Иммануила Канта.
Режиссер не захотел отвлекать зрителей от нюансов словесной игры постановочными трюками, а пригласил их удобно расположиться в окружающем накрытый обеденный стол, небольшом и строгом шестигранном амфитеатре, с немногочисленных мест которого видны мельчайшие подробности (сценография Сергея Бархина). Комизм и даже абсурд происходящего проявляется именно в совершенной естественности, достоверной обыденности привычного для компании обеда в доме уважаемого друга-философа. Все узнаваемы. И сам хозяин — обстоятельный, предупредительный, готовый даже в скрипе стула различить закон бытия Кант (Михаил Филиппов). И благочестивый прекраснодушный богослов Шульц (Игорь Костолевский). И категоричный начальник полиции Шефнер (Виктор Запорожский). И сугубый патриот судья Вигилянтий (Александр Андриенко). И личный врач Канта доктор Йоэль (Юрий Коренев). И каждый мнит, что, не выходя из-за обеденного стола, одним только «чистым разумом» способен постичь мир. А в мире меж тем назревает катастрофа.
К званому обеду ноябрьским вечером 1784 года Кант, запрещающий гостям думать во время еды, уже разобрался в том, что такое человек, и приступил к изучению любви. Собственно о пользе и одновременно непереносимости существования женщин и начинают беседовать собравшиеся. Но появление очаровательной юной Фоби Грин (Юлия Соломатина), попросившей объяснить ей суть «Критики чистого разума», путает и мысли, и чувства собравшихся. И постепенно погружает их в полную тьму непонимания.
Премьера Театра им. Вл. Маяковского пока не избавилась от излишней старательности исполнения, что лишает комедию задуманного изящества. Но к концу сезона спектакль обещает набрать легкое дыхание. А блеск мастерства Михаила Филиппова, Светланы Немоляевой, Игоря Костолевского и свежее обаяние точно почувствовавших стиль дебютанток Юлии Соломатиной и Веры Панфиловой уже очевидны.