Felt | Ebb | Brink | Here | Array | Telling
О мероприятии
На этот раз SWR, Юго-Западное радио, поместило на диск одно только огромное сочинение Мейсона. Уже одно это свидетельствует об эффекте, который он произвел. В своей грандиозной двенадцатичастной сюите стихий (в прямом смысле) он почти отказывается от привычных музыкальных инструментов, а если использует их, то для несвойственных им звуков.
Обычно с фестиваля в Донауэшингене – самого ортодоксального, самого авангардно упертого – выпускают ежегодный сборный диск "всех понемножку". Но на этот раз SWR, Юго-Западное радио, поместило на диск одно только огромное сочинение Мейсона. Уже одно это свидетельствует об эффекте, который он произвел. В своей грандиозной двенадцатичастной сюите стихий (в прямом смысле) он почти отказывается от привычных музыкальных инструментов, а если использует их, то для несвойственных им звуков.
Почти отказывается он и от концерта как социальной практики. И даже осмеливается презирать музыкальную форму и как процесс, и как результат. В процессе – и в результате – всех этих радикальных отказов композитор попадает на некую "ничью землю", где перестают действовать привычные закономерности. Звучат в основном инструменты (а точнее, объекты), разработанные самим Мейсоном.
По свидетельствам очевидцев, оказавшись вблизи огненного органа, пятнадцатиметровых струн или резонансных объектов, шастающих в пространстве туда-сюда и создающих в естественных условиях эффект Допплера, человек начинает пересматривать свое отношение не только к звуку – и даже не только к музыкальному произведению как таковому, но к своему собственному восприятию. Вслед за самим Мейсоном надо сказать: с 1993 года композитор пишет огромный цикл "Музыка для концертных залов": в каждом новом произведении тот или иной зал выступает как уникальный резонатор звучания партитуры, специально разработанной для него. Мейсон уже озвучил Mozartsaal в Франкфуртской Alte Oper, Espace de Projection парижского IRCAM, бывший амстердамский цирк Paradiso и Конгресс центр, построенный в Люцерне Жаном Нувелем.
Диск производит грандиозное впечатление – именно потому, что композитор отменяет привычные критерии, как бы "ничего не зная" о них. Об эффекте живого исполнения можно только догадываться.