- Страна
- Франция
- Режиссер/Постановщик
- Асгар Фархади
- Длительность
- 130 мин.
- Премьера в мире
- 01 января 2013 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Ахмад (Али Мосаффа), немного умученный жизнью, но все еще добрый иранский мужчина, приезжает в Париж уладить кое-какие дела с женщиной из прошлого (Беренис Бежо из «Артиста»), а именно — наконец официально развестись. В пригородном доме, уставленном ветхой мебелью с барахолок, Ахмада встречают две падчерицы, сын нынешнего любовника жены и куча семейных проблем, так и оставшихся тут с момента его отъезда. Дети орут, спать негде, жена разучилась готовить, по дому ходит настороженный преемник (звезда «Пророка» Тахар Рахим). Да еще и чемодан сломался.
Весь фильм Ахмад будет это разруливать — постепенно, устало, без суеты, тихим голосом единственного взрослого человека объясняя женщинам простые правила жизни. Даже столкнувшись с запредельными, немыслимыми обстоятельствами (а режиссер Фархади, работающий на стыке психологического реализма и болливудской слезовыжималки, никогда не был чужд бытового экзистенциализма), Ахмад будет разбирать трагедию на составляющие ее маленькие проблемы, спокойно принимать неизбежное и идти до конца там, где это надо. Но рассудительность героя-спасителя не добавляет фильму оптимизма. Фархади довольно четко дает зрителю почувствовать хаос и неуправляемость жизни: чтобы разобраться с ней, его героям нужен кто-то другой, посторонний, находящийся вовне.
Впрочем, эта печальная мысль не слишком выпячивается, на первом месте в «Прошлом» — почти детективная, захватывающая интрига. Тут и неутихшая страсть, и тайная история мести, и яд, и ложь, и любовный четырехугольник, и три ложных финала. А главное — рецепт правильного плова. Кажется, теперь все работающие во Франции режиссеры-мусульмане вслед за Кешишем будут брать на вооружение доступные кулинарные метафоры.