Шесть струнных квартетов, посвященных Гайдну
О мероприятии
Первые квартеты “в классическом стиле” написал Гайдн. Мало того, Гайдн вообще первым осознал, что две скрипки, альт и виолончель вместе оказываются чем-то гораздо большим, чем простой суммой инструментов.
Первые квартеты "в классическом стиле" написал Гайдн. Мало того, Гайдн вообще первым осознал, что две скрипки, альт и виолончель вместе оказываются чем-то гораздо большим, чем простой суммой инструментов. А ведь именно так понимали ансамблевую игру и сочинение в предшествующую эпоху, когда все могло сочетаться со всем и все заменялось всем. В басне Крылова попытки барочных музыкантов образовать все новые ансамбли путем перемены слагаемых местами решительно отвергаются ввиду того, что квартет как жанр нерасчленим и стабилен. Моцарт сознательно занимает позицию ученика. Он учился писать квартеты и брал за образец именно Гайдна. Квартеты Гайдна – лукавые речи мудреца. Квартеты Моцарта – страстные любовные речи, возможно, обращенные к учителю. Особенно убедительно они звучат потому, что сыграны аутентично. То есть не просто на жильных струнах, в моцартовском строе (а он чуть ниже, чем сегодняшний) и с соблюдением стиля – но очень сдержанно, объективно и как бы со стороны. Без привычного солнечного экстаза и ананасов в венском шампанском. Музыка говорит с нами как бы от первого лица, а выдающиеся струнники Яап Шрёдер, Алда Стюроп, Линда Эшворт и Ваутер Мёллер делают вид, что они просто медиумы.