Павел Пепперштейн «Святая политика»
О выставке
Первый новый проект художника за пять лет — яркие, занятные картинки с кудрявыми надписями.
Знаменитый художник, писатель, критик выступает с выставками нечасто. Но веско — в прошлый раз, пять лет назад, в галерее «Риджина» он демонстрировал тщательно разработанный — на тысячелетия вперед — план российской столицы. Сейчас представил глобальный политический обзор, масштабом поставленных проблем сравнимый разве с апокалипсическими прогнозами. С обязательными предсказаниями конца Европы, критикой «убийц природы», лицемерной статуи свободы, всемирного заговора, цивилизации и научно-технического прогресса, поминаниями «большого брата», который, правда, роняя слезу, ни за кем не следит.
Участник многочисленных биеннале, автор книг «Диета старика», «Мифогенная любовь каст», «Весна» и «Пражская ночь» страшно и демонстративно далек от реальной политической жизни: ни в «болотных», ни в фейсбучных страстях не замечен. Его интересуют только серьезные темы и сюжеты — мелочи не важны, когда нет правды на земле, мир лежит во зле, люди превращается в фашистов. И даже дети, милые дети, предстают настоящими чудовищами, замышляющими великие бойни: «гигантский ребенок желает покончить жизнь самоубийством и создает целый мир с единственной целью — чтобы этот мир объявил ему войну и убил его». Невинны лишь страдающие от настоящего геноцида животные.
Понятно, что исхода нет и даже Гринпис поддерживать бесполезно. Но ведь все мифы и легенды от сотворения мира заканчиваются более или менее плохо. И это не мешает наслаждаться созданным по их мотивам искусством, мало задумываясь о его содержании. Можно ведь и просто смотреть на картинки — яркие, занятные, с кудрявыми надписями, полные заимствований и милых банальностей. Сконструированные из парадоксов и цитат — живописных, литературных, политических, мифологических. Наивные и дерзкие, вдохновленные лубками, плакатами, работами авангардистов, советскими детскими книжками, которые иллюстрировали в свободное от серьезных трудов время концептуалисты.