Бердичев
- Режиссер/Постановщик
- Никита Кобелев
О спектакле
История еврейской семьи, где каждый персонаж сыгран ярко, но изобилие мелочей дробит общую картину.
Импозантный усач слегка снисходительно напоминает публике, что название городка Бердичев известно миру, благодаря театру: по одной только реплике чеховского доктора Чебутыкина: «Бальзак венчался в Бердичеве». А потом усач спокойно отклеивает свои усы и превращается в долговязого подростка Вилю (Александр Паль), живущего у своих теток в том самом Бердичеве, и мечтающего сбежать из него куда подальше.
Режиссер Никита Кобелев заключает жизнь конкретной еврейской семьи из автобиографической пьесы Фридриха Горенштейна в рамку откровенной театральности. Посреди сцены обустроена настоящими комодами, шифоньерами, железными кроватями, швейной машинкой «зингер» с ножным приводом, этажеркой с кружевными салфетками на полках и прочим привязанным к конкретному времени скарбом реальная квартира. Но над ней возвышается водонапорная башня — единственная городская достопримечательность, и прямо из под колосников спускается световое табло, в котором актер меняет таблички с датами: 1945, 1946… 1975. А рабочие сцены на глазах у публики приносят соответствующие датам обновки: радиолу, телевизор и т.д. Зрителю как бы не дают забыть, что за достоверными мелочами они не проглядели общую картину, а за историей семьи — Историю.
Двух сестер, тридцать лет жизни которых в шести эпизодах и шестидесяти восьми скандалах спрессованы в три часа сценического действия, актрисы живописуют смачно, купаясь в характерных интонациях, смакуя реплики. Татьяна Орлова свою властную Рахиль — коммунистку со стажем, работницу столовой НКВД — награждает широким шагом, рублеными жестами, взглядом исподлобья. Она сыпет проклятьями, не забывая подливать суп, стелить постель, исподволь приглядывать за норовящей в обморок упасть сестрой и стремительно прятать от посторонних глаз следы ее незаконного портняжного приработка. Татьяна Аугшкап за самоуничижительной мягкостью своей словно подскуливающей Злоты («вечно ты писяешь глазами») не скрывает ее ревности, хитроватости и желания нравиться всем. Но столь непохожие, постоянно бранящиеся сестры перед любой внешней угрозой их детям, их дому, их миру моментально становятся единым целым.
Каждый персонаж этого многонаселенного спектакля сыгран ярко. Однако изобилие любовно найденных мелочей слишком дробит общую картину. И та самая История тонет в деталях. Впрочем большинству зрителей не до Истории, они рады вкусно поданным историйкам. А потому успех у публики спектаклю почти гарантирован.
Фото Сергея Петрова