Древний Китай: ритуал и музыка | Арт | Time Out

Древний Китай: ритуал и музыка

О выставке

Археологические находки, показ которых напоминает учебник.

Путешествия на Восток не только у художников, но и в сознании сегодняшних туристов, и для них все больше, проходят по особому разряду. Культуры далекие, изящные, несмотря на то, что в недавнем прошлом у наших стран были режимы-побратимы — все же куда меньше нам известные, чем насмотренные на европейских маршрутах. Ну, про обязательные в таких случаях слова о тонкой выделке и философском подтексте можно и не повторять.

Но на этот раз движение идет с Востока в Москву — из Музея провинции Хубэй в городе Ухань в Пушкинский привезли бронзовые предметы (в основном) и вещи из лака (их наперечет, но есть симпатичный олень с настоящими рогами), созданные во времена династий Шан (XVII-XI вв. до н.э.) и Чжоу (XI-III вв. до н.э.). По колоннам и стенам Белого зала неспешно, как отражение воды, бежит «видео»-рябь, негромко звучит музыка. Ну что же, для начала неплохо, думаешь, обходя бяньцин и бяньчжун. Первое — набор каменных пластин-литофонов на фигурных стойках, второе — по такому же принципу собранные небольшие колокола.

Впрочем, основное содержание выставки упаковано в скучноватые витрины с бронзовыми сосудами всех калибров — сосуд типа фоу, типа дуй, типа ли. Звучит как музыка слов, и она хороша, как и посуда с узором то облаков бегущих, то змей ползущих, то в виде «узора грома» (это вроде как квадраты, но вроде как и ставшие спиралью, символизируют они любовное соединение неба с землей во время дождя — и то, что от такого чувства произрастет). Только таблица с классификацией форм, как концевая сноска, находится не рядом, а аж после колоннады.

Показ археологических находок напоминает учебник. Есть вещи, есть экспликации про ритуалы, про технологии, про символику. Про то, например, что в период Шан война была способом, как сказали бы сейчас, поиграть мускулами, и на соседей нападали, чтоб статус утвердить. А в период Чжоу — совсем другое дело — в войне, как нам привычно, рассмотрели способ вести политику — и относиться к ней стали профессионально. Все это есть, но нет атмосферы. Она уходит в слова, когда после главного Белого зала музыка замолкает, пропадает «водная» рябь, а остаются доспехи и сосуды-сосуды-сосуды. И если вы не испытываете специальной страсти к китайскому искусству, вряд ли нынешние «Ритуал и музыка» ее разожгут.

Дарья Курдюкова

Иллюстрация: фигурная стойка с литофонами. Из гробницы правителя царства Цзэн маркиза И. Эпоха Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Билетов не найдено!

Закрыть