Азбука артиста (так мы учились…)
О спектакле
Небольшой, часа на два, студенческий коллаж, сделанный Константином Райкиным вместе со своими недавними учениками, а ныне артистами театра.
Эпиграфом к премьерному спектаклю «Сатирикона» вполне могла бы стать не вынесенная в подзаголовок обрезанная цитата из Пушкина, а не менее знаменитая ахматовская строчка «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…„. “Азбука артиста„ — небольшой, часа на два, студенческий коллаж, сделанный Константином Райкиным вместе со своими недавними учениками, а ныне артистами театра. В предисловии к действию худрук расскажет, как поступал в Щукинское училище, как, готовясь, прочел весь свой репертуар перед зеркалом и “имел у самого себя колоссальный успех», как ползал перед комиссией на четвереньках, изображая тигра, как прошел сразу на третий тур и как в итоге был принят. Затем ученики мэтра устроят своеобразный мастер-класс по актерскому искусству. Используя простые предметы из тех, что всегда под рукой (веревки, тряпки, ведра), они покажут серию забавных этюдов — влюбленную парочку, гусеницу и хамелеона, семейную пару и многое другое.
Все это выглядит столь же мило, сколь и сиюминутно. Но ведь именно на этом «азбучном соре» — пародиях на группу Smash!, сценках про скалолазов или автолюбителей, актерских наблюдениях, танцевально-пластических этюдах — вырастают гамлеты и джульетты, федры и медеи. Стихи вырастут тоже: в финале Константин Райкин останется на сцене один и будет читать Давида Самойлова, Пушкина и Заболоцкого. Не так давно те же произведения в его исполнении можно было слышать на вечере памяти Аркадия Райкина — с теми же интонациями и акцентами, ударениями и паузами. Но и тогда, и теперь этот «сделанный» раз и навсегда текст кажется внезапным порывом, импровизацией замечательного актера-лирика. С «Азбукой артиста», безусловно, стоит ознакомиться — особенно если ощущение спонтанности происходящего на сцене не выветрится сразу после премьеры.