С. Танеев – “Иоанн Дамаскин”
О спектакле
Дирижер Михаил Плетнев продолжает работать культуртрегером – показывает Москве сочинения редко звучащего Сергея Танеева.
С Сергеем Танеевым, «одним из крупнейших русских композиторов конца XIX начала XX веков, как доверительно сообщает нам Музыкальная энциклопедия, жизнь обошлась жестоко. Он оказался аутсайдером, не успев втиснуться меж двух поколений наших классиков (Мусоргский, Чайковский и Римский-Корсаков с одной стороны, Рахманинов и Скрябин с другой). Его сочинения известны лишь узкому кругу специалистов, самый известный факт его биографии дружба с Чайковским (в тени которого он продолжает пребывать и поныне). Даже самый знаменитый научный труд Танеева под неудобоваримым названием Подвижной контрапункт строгого письма» в последние годы все реже и реже спрашивают в читальных залах: появились более современные опусы на ту же тему. Наверное, этот композитор так бы и остался персонажем хрестоматий, если бы в современной Москве у него не сыскался ярый адвокат Михаил Плетнев.
Имя этого музыканта большинству меломанов говорит гораздо больше, чем имя Танеева. Впрочем, это и хорошо человеку с таким авторитетом публика поверит на слово, если тот вздумает предложить что-то неизвестное и подозрительное. Любящий порыться в кладовых, Плетнев напоминает столичного диггера, уверенного, что под незаметными в своей привычности вещами скрывается неизвестный нам настоящий мир. Когда-то маэстро уже дирижировал «Орестею» масштабный сценический опус Танеева. Далеко не каждому удалось тогда пробиться сквозь философские толщи музыки композитора, густо замешенной на европейском академизме и русской задушевности, но плетневский подвиг большая часть слушателей оценила. Затем последовала запись Фортепианного квинтета для фирмы Deutsche Grammophon причем дух звездной команды, которую удалось собрать маэстро в студии (Вадим Репин, Илья Грингольц, Нобуко Имаи и Линн Харрелл), позволил этому диску собрать урожай всевозможных премий и познакомить с музыкой Танеева аудиторию от Москвы до самых до окраин. Теперь новая попытка вновь all-Taneev-программа, включающая два самых известных его духовных опуса: кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма». Эти два опуса крайне серьезные, даже эзотерические в плохом или даже среднем исполнении обычно вызывают зевоту. В случае с въедливым Плетневым они, скорее всего, вызовут гамму самых разных эмоций кроме скуки. И наверняка у просвещенных зрителей дятлом в голове будет стучать одна мысль: опять в своей собственной истории чего-то недосмотрели.