Александр
- Режиссер/Постановщик
- Оливер Стоун
О мероприятии
Планы съемок «Александра» Стоун вынашивал лет двадцать. В 1980-х он прочел биографию Македонского и совершенно потерял голову. Книжный образ великого полководца настолько потряс Стоуна, что Александр на долгие годы стал для режиссера всем: героем, примером, работой и иконой во всяком случае, в рассказах о нем Стоун не может скрыть почти религиозного обожания: Александр вне времени. Он вечен. Он хотел сравняться с героями: с Ахиллом и Гераклом. И превзошел их. Вот образец человека воли! На его примере нужно …
Планы съемок «Александра» Стоун вынашивал лет двадцать. В 1980-х он прочел биографию Македонского и совершенно потерял голову. Книжный образ великого полководца настолько потряс Стоуна, что Александр на долгие годы стал для режиссера всем: героем, примером, работой и иконой во всяком случае, в рассказах о нем Стоун не может скрыть почти религиозного обожания: Александр вне времени. Он вечен. Он хотел сравняться с героями: с Ахиллом и Гераклом. И превзошел их. Вот образец человека воли! На его примере нужно учить подрастающие поколения и прививать им жизненные ценности. Понятно, что роль такого героя могли предложить только звезде первого эшелона. Когда дело дошло до кастинга, Стоун оказался весьма ограничен в выборе: Я искал молодого бога, смесь мужества, красоты и нежности. Сперва на роль планировалось взять Тома Круза.
Но с Крузом договориться не удалось, и завоевателя мира решили делать из Колина Фаррелла, которого Стоун уже видел в «Особом мнении» и «Телефонной будке». Работа над фильмом еще и начаться не успела, а Фаррелл уже произвел на Стоуна благоприятное впечатление: Колин тут же втрескался в Анджелину, вел себя, как забавный парнишка из ирландской деревни. А она хихикала и вертела им, как хотела. Тогда я окончательно убедился, что эти двое отлично сыграют мать и сына.
Что до грассирующего ирландского акцента Фаррелла, то он Стоуна нисколько не смущал: Македонцы — это вам не тепличные греки. Они были суровыми горцами. В античном мире занимали то же место, что ирландцы или шотландцы в Британской Империи. Кроме рыкающего произношения, у актера есть еще одна особенность типичная ирландская физиономия. При жизни Александра считали воплощением златокудрого бога Аполлона, Фаррелл же безнадежно далек от античных стандартов красоты. Попробовали спасти положение кудрями, но старания парикмахеров ничуть не уподобили Фаррелла Аполлону, а, наоборот, сделали его еще больше похожим на серфера-раздолбая.
Стоун стремился показать жизнь древних греков без прикрас и купюр. По сценарию, в «Александре» были предусмотрены как минимум две сцены однополой любви. Задержка премьеры «Александра» вызвала волну слухов о студийной цензуре: дескать, компания Warner Bros побоялась мужской обнаженки и заставила монтажеров взяться за ножницы. Режиссер, продюсеры и Фаррелл хором отметают клевету, и, скорее всего, вырезать было особенно нечего. Здесь Стоун наверняка ограничился театром теней, зато уж вволю отыгрался, вскрывая фрейдистские мотивы завоевания мира.
Конечно, Стоун не планировал снять фильм о мелких пороках своего героя. В конце концов, Александр за свою недолгую жизнь сколотил империю, которая охватывала почти всю Ойкумену. Сколько-нибудь убедительная студийная имитация мощи его войска и роскоши его двора, по самым скромным подсчетам, тянула на сотню миллионов. Ни одна из голливудских студий не выразила желание участвовать в подобной авантюре (несколько десятков слонов, 120 конных и около тысячи пеших статистов, бутафорская утварь без счета и отсутствие звезд, на которых публика пойдет безоговорочно). Деньги, по словам Стоуна, пришлось собирать в Европе. Правда, немецкий продюсер картины Мориц Борман уточняет, что, в конце концов, им удалось убедить студию Warner Bros оплатить почти треть бюджета.
Съемки фильма начались в стахановском режиме в затылок Стоуну дышал Бэз Лурманн, одновременно с ним объявивший о начале работы над своей версией биографии полководца. В итоге заключили джентльменское соглашение фильм Лурманна должен выйти к 2006 году. Но Стоуну, мечтающему о видном месте в истории кино, а не только об Оскаре (режиссер считает «Александра» главным фильмом своей жизни), по-прежнему было чего бояться конкурент заручился поддержкой крупнейших киностудий и согласием звезд (Леонардо ДиКаприо и Николь Кидман). Звезды, в конечном счете, Лурманна и подвели: ДиКаприо увяз в работе над «Авиатором» Скорсезе, и альтернативный «Александр» отложился на неопределенный срок.
Неудачу Лурманна Стоун комментирует сдержанно, но со скрытой издевкой: в том духе, что Бэз хороший парень, снял отличный фильм «Ромео и Джульетта», отлично поставил танцы в «Мулен Руже», и делить с ним, в общем-то, нечего. Но Стоун — опытный политик, и понимать его буквально, конечно, не стоит. Правду нужно искать между строк тем более, что режиссер ее и не таит: Вся история «Александра» иллюстрация одной простой пословицы: «Кто смел, тот и съел». На здоровье, Оливер!