- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Алексей Федорченко
- Длительность
- 75 мин.
- Премьера в мире
- 1 сентября 2005 г.
- Премьера в России
- 22 сентября 2005 г.
- Бюджет
- $1 000 000
- Сборы, в России
- $13 000
О фильме
Группа журналистов отправляется на секретное расследование, чтобы раскрыть долгожданное открытие. Их поиски приводят к захватывающему открытию: оказывается, еще до Великой Отечественной войны в СССР была разработана первая ракета и планировался полет на Луну. Независимо от споров о том, были ли американцы на Луне, есть убедительные факты, которые подтверждают, что советским ученым удалось запустить первый космический корабль в марте 1938 года! Эта информация невероятно убедительна - и на этот раз русские космонавты опередили американцев...
Рецензия на фильм
Мастерская подделка под журналистское расследование, “Первые на Луне” разоблачают секреты несуществующей советской космической программы покорения спутника Земли. Рассказывает якобы единственный оставшийся в живых член засекреченной команды космолетчиков Ханниф Фаттахов (молодого и старого его играют Отраднов и Славинин), показывают “архивы ФСБ”, изготовленные в лабораториях Свердловской киностудии из крупиц реальной кинохроники и специально состаренных постановочных эпизодов.
Вкратце легенда такова: в начале 30-х команда специально подобранных сверхлюдей (в числе которых женщина и “человек-ядро”) усиленно готовится к десанту на Луну. В это время сотни других засекреченных специалистов (от стахановцев до офицеров ГПУ) день и ночь бьются на стройке века, сооружая по чертежам конструктора Супруна (Осипов) циклопическую межпланетную ракету. И вот, наконец, волнующий момент запуска! Но через полчаса Земля теряет радиосвязь с аппаратом, главный конструктор пускается в бега, особисты в противогазах устраняют космонавтов-дублеров, а спустя 18 дней в чилийских Андах происходит падение НЛО с советским космонавтом на борту.
Кадры оптимистической хроники (смеющиеся пионеры у центрифуги, ошалевший утенок, только что “испытавший перегрузку в пять земных норм”) перемежаются шпионской съемкой частной жизни будущего экипажа. Вот космолетчик 1 Иван Харламов, выпив пива, бьет морды военному патрулю, космолетчик 2 Надежда Светлая прихорашивается у зеркала в театре, космолетчик 3 мартышка Дуська пытается сбежать из пыточного тренажера. Все это полно остроумных деталей и здорово – у Федорченко жанр “мокюментари” опрятен и чист от той болезненной сюрреалистической инферналии, которой так дорожили наши постановщики “документальных” фокусов в 1990-е (“Конструктор красного цвета” Андрея И, “Два капитана-2” Дебижева). К финалу, впрочем, зазеркальный юмор все же просачивается сквозь дымовую завесу оптимизма. Режиссер прячет концы в воду, неожиданно устраняя главного свидетеля: “Ханниф Иванович Фаттахов умер в своей мастерской во время съемок нашего фильма”. Шутка смешная, но злая. Но, с другой стороны: КГБ, шпионы, опыты над животными, отравляющие газы, невесомость и репрессивная психиатрия – откуда тут взяться доброте и гуманизму? На Луне, как на Луне.