Рембрандт, его предшественники и последователи
О выставке
На выставке Рембрандта можно не только смотреть и наслаждаться, но и ознакомиться с достижениями исследователей творчества художника.
В юбилейный год мир так активно празднует 400-летие Рембрандта, что даже его обширного наследия не хватает на все выставки. Тем не менее, Пушкинскому музею удалось получить в обмен на картины импрессионистов несколько шедевров. Пять картин привезут из нью-йоркского Метрополитена: прекрасную "Флору", мужской и женский портреты, римскую богиню войны Беллону и еще один портрет – служанки и возлюбленной художника Хендрике Стоффельс. Малоизвестный автопортрет, совершенно экспрессионистский по духу, предоставит музей Гране из Эк-ан-Прованса, еще шесть картин переедут из постоянной экспозиции музея Пушкина.
60 офортов – тоже из своего собрания, все они происходят из коллекции Николая Семеновича Мосолова. Оттуда же два рисунка мастера, еще два – из спорной трофейной коллекции Кенигса. Все двадцать рисунков, которые можно видеть на выставке, раньше считались оригиналами Рембрандта – теперь этикетки под многими из них украшают знаки вопроса.
Впрочем, главная цель экспозиции – не увлечь зрителя сюжетами о переатрибуции картин великого живописца и отделении их от работ его учеников и подражателей, а показать, как Рембрандт стал Рембрандтом, у кого учился и как преподавал. Об этом говорит один из кураторов выставки, заведующий отделом искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А. С. Пушкина Вадим Садков.
Не обидно, когда меняется атрибуция?
Истина дороже. Такая ситуация не только у нас – и в Эрмитаже, и в Лувре, и в амстердамском Рейксмусеуме. Метрополитен даже выставку про это делал – "Рембрандт и не-Рембрандт".
Многих обидели переатрибуциями, а что приобрели?
Мы лучше начинаем себе представлять и то, как умел учить Рембрандт, и творческий облик его учеников – некоторые из них оказались большими художниками и своим высоким уровнем вводили в заблуждение исследователей и коллекционеров. Истина в том, что великие художники не писали плохих картин, но не всякий шедевр исполнен великим художником.
"Портрет пожилой женщины" из ГМИИ тоже вызывал споры, чьим произведением он сейчас считается?
Пока – Рембрандта. Проект исследования наследия Рембрандта издал только тома, посвященные амстердамскому периоду – до 1639 года и отдельный том про автопортреты. В них из нашего собрания только две ранние вещи: "Неверие св. Фомы" и "Изгнание торгующих из храма", остальные пока не зафиксированы. Хотя в "Изгнании" Рембрандт еще не похож на себя – эту картину долго всерьез не воспринимали, а Грабарь ее вообще считал подделкой. В Эрмитаже подобных работ просто нет, цари такие не собирали, она из коллекции Брокара. А "Явление Аврааму трех ангелов" из Эрмитажа до революции считалась одной из лучших его работ, а на самом деле он ее только отретушировал и переписал крылья ангела.